33.Аналитико-оценочная, исследовательско-творческая и гностическая функции педагогической деятельности;
Сущность аналитико-оценочной функции деятельности учителя отражается в самом названии. Учитель, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег. Аналитико-оценочная деятельность помогает учителю: • поддерживать так называемую обратную связь в своей работе (непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся и что достигнуто); • на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно- воспитательный процесс; • вести поиски путей его совершенствования и повышения педагогической эффективности; • шире использовать передовой педагогический опыт. К сожалению, этот вид деятельности многие учителя осуществляют слабо, не стремятся видеть те недостатки в своей работе, которые имеют место, и своевременно их преодолевать. Например, ученик получил «двойку» за незнание пройденного материала. Это явный сигнал к тому, что ему необходима срочная помощь, но с такой помощью учитель медлит или совсем не думает о ней, и на следующих уроках ученик снова получает плохую оценку. А если бы он проанализировал причины обнаруженного отставания и соответствующим образом помог школьнику, на последующих занятиях последний мог бы получить хорошую оценку, что стимулировало бы его к дальнейшему улучшению успеваемости. Наконец, исследовательско-творческая функция педагогической деятельности. Элементы ее есть в работе каждого сколько-нибудь вдумчивого учителя. Две ее стороны имеют особенно важное значение. Одна из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя известного творчества. Дело в том, что, как уже отмечалось в предыдущих главах, педагогические и методические идеи отражают типичные учебно-воспитательные ситуации. Конкретные же условия обучения и воспитания слишком разнообразны, а иногда и неповторимы. Например, общее теоретическое положение об уважении и требовательности к учащимся как закономерность воспитания в реальном воспитательном процессе имеет множество модификаций: в одном случае важно оказать помощь ученику в работе, в другом нужно совместно с ним обсудить недостатки в его поведении, в третьем — подчеркнуть положительные поступки, в четвертом сделать личное замечание или внушение и т.д. Как говорится, твори, выдумывай, пробуй, как целесообразнее использовать данную закономерность, какие воспитательные приемы здесь лучше применить. И так во всей работе учителя. Вторая сторона этой деятельности связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее. Например, для выработки умений и навыков применения теоретических знаний на практике дидактика рекомендует целую систему упражнений. Но вот учитель В.Ф. Шаталов из Донецка внес определенную модификацию в организацию этих упражнений по математике. Он усилил устные упражнения в решении задач и примеров, ввел так называемые «плашки» с разграфленными клеточками, в которые учащиеся записывают номера тех задач, которые они решают самостоятельно дома по собственному выбору. Все это явилось определенным творческим вкладом в развитие дидактических и методических основ организации учебной работы. Гностическая (исследовательская) функция педагогической деятельности предусматривает изучение: • содержания и способов воздействия на других людей; • в возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей; • особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков. Исследовательская функция основывается на способности человека адекватно воспринимать, понимать, оценивать другого человека и на реальности собственной оценки (самооценки). Объекты исследовательской функции — это сам учитель, что может проявляться, например, при психологическом анализе собственного урока, собственной педагогической деятельности, отношения с коллективом, учениками. Рефлексивность человека, уровень развития его рефлективного мышления в значительной мере определяет успешность реализации исследовательской функции по отношению к самому себе. Объектами исследования могут быть практически все другие компоненты, факторы педагогического процесса, среди которых ученик занимает основное место. Исследовательская функция успешно осуществляется, если учитель обладает потребностью к самообразованию и совершенствованию своего педагогического мастерства и определенных исследовательских навыков. Естественно, гностическая (исследовательская) функция предполагает развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, оценивать, структурировать подлежащие исследованию явления, их связи и отношения. Все гностические действия человека (например перцептивные, мнемические, мыслительные, оценивание и другие) включаются в реализацию исследовательской функции учителя. Более того, осуществление этой функции в динамичных условиях урока требует хорошо осознанного владения всеми методами педагогической психологии, наблюдением, беседой, экспериментом, анкетированием, социо- и референтометрией и др.
- Ответы к экзамену « Введение в педагогическую профессию».
- 1.Возникновение профессии учителя (период до XVII в.)
- 2. Становление профессии учителя (XVII - XVIII вв.)
- 3. Становление профессии учителя (хiх-хх вв.)
- 6. Личность и педагогическая деятельность к.Д. Ушинского
- 7. Личность и педагогическая деятельность а.С. Макаренко
- 8. Особенности педагогической профессии
- 9. Педагог и личность ребёнка
- 14. Заповеди и.Е. Синицы.
- 16.Социально-профессиональная направленность деятельности педагога.
- 19.Познавательная направленность деятельности педагога.
- 20.Профессионально значимые качества личность педагога.
- 21.Ранжированные пзлк педагога (по т.А. Юзефавичус): доминантные и периферийные качества педагога;
- 22.Ранжированные пзлк педагога (по т.А. Юзефавичус): негативные и профессионально недопустимые качества педагога;
- 23.Общая характеристика понятия «деятельность»;
- 24.Сущность педагогической деятельности;
- 25.Мотивация педагогической деятельности;
- 26.Цель педагогической деятельности;
- 27.Содержание деятельности учителя;
- 28.Основные виды педагогической деятельности: преподавание и воспитательная работа.
- 29.Взаимосвязь и различия преподавания и воспитательной работы;
- 30.Система функций педагогической деятельности;
- 31.Диагностическая и ориентационно-прогностическая функции педагогической деятельности;
- 32.Конструктивно-проектировочная и коммуникативно-стимулирующая функции педагогической деятельности;
- 33.Аналитико-оценочная, исследовательско-творческая и гностическая функции педагогической деятельности;
- 34.Понятие о стиле педагогической деятельности;
- 35.Общая характеристика стиля педагогической деятельности;
- 36.Взаимосвязь стиля и характера педагогической деятельности;
- 37.Необходимость культурологической составляющей в подготовке учителя;
- 38.Сущность и взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога;
- 39.Компоненты педагогической культуры;
- 40.Компоненты педагогической культуры. Аксиологический компонент (общая характеристика);
- 41.Аксиологический компонент педагогической культуры: Культура умственного труда;
- 42.Аксиологический компонент педагогической культуры: Культура педагогического мышления;
- 43.Понятие педагогического конфликта;
- 44.Понятие педагогического такта (по к.Д. Ушинскому);
- 45.Педагогический такт с позиции практической этики (по в.А. Сухомлинскому);
- 46.Аксиологический компонент педагогической культуры: Правовая культура педагога;
- 47.Компоненты педагогической культуры. Технологический компонент (общая характеристика);
- 48.Технологический компонент педагогической культуры: Культура труда педагога;
- 49.Технологический компонент педагогической культуры: Культура общения педагога;
- 50.Классификация стилей общения педагога с детьми (по в.А. Кан-Калику);
- Известный психолог в. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
- 53. Такесика и проксемика как составляющие невербального педагогического общения;
- 54.Компоненты педагогической культуры. Эвристический компонент (общая характеристика);
- 55. Компоненты педагогической культуры. Личностный компонент (общая характеристика);
- 56. Система непрерывного педагогического образования в Российской Федерации;
- 57.Понятие непрерывного педагогического образования;
- 68. Понятие и сущность профессиональной компетентности педагога;