logo
Ответы к экзамену ВВедение в профессию

21.Ранжированные пзлк педагога (по т.А. Юзефавичус): доминантные и периферийные качества педагога;

Любая совокупность ПЗЛК требует ранжирования их по степени значимости. Юзефавичус Т.А. предложила разделить ПЗЛК на 4 ступени по данному критерию: доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые качества (Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения: Учебное пособие для преподавателей и студентов. — М.: 1998, С. 42—43). Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечёт невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности. Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие её успешности. Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда, а профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности учителя. Рассмотрим эти качества подробнее. Доминантные качества 1. Социальная активность, готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности. 2. Целеустремленность — умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач. 3. Уравновешенность — способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях. 4. Желание работать со школьниками — получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса. 5. Способность не теряться в экстремальных ситуациях — умение оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними. 6. Обаяние — сплав духовности, привлекательности и вкуса. 7. Честность — искренность в общении, добросовестность в деятельности. 8. Справедливость — способность действовать беспристрастно. 9. Современность — осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов). 10. Гуманность — стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии. 11. Эрудиция — широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания. 12. Педагогический такт — соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учётом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей. 13. Толерантность — терпеливость в работе с детьми. 14. Педагогический оптимизм — вера в ученика и его способности. Периферийные качества: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность.