logo
ПЕД_реферат

1.2.Игры и игровые упражнения в коррекционной работе с детьми

Для формирования элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью необходим определенный бытовой и игровой опыт, который дети могут получить как в процессе специально организованного обучения, так и в повседневной жизни. Специально организованным занятиям предшествует разноплановая работа, направленная на расширение бытового, игрового, трудового опыта детей, которая проводится педагогами на первом этапе обучения и предшествует формированию элементарных математических представлений. На втором и третьем этапе обучения такая работа ведется параллельно со специальными занятиями. Воспитание элементарных навыков самообслуживания, трудовые поручения, игры детей с природным, бросовым материалом, с бытовыми предметами-орудиями, с бумагой, тканью, отобразительные игры расширяют жизненный опыт детей, помогают им овладевать элементарными предметно-практическими действиями, которые становятся основой для формирования математических представлений.

Процесс формирования элементарных математических представлений у детей с проблемами в развитии строится на игровой основе. Игры-занятия — это наилучшая форма совместной деятельности по освоению математического содержания. Педагогический замысел каждого занятия должен быть направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Участие в занятии ребенка стимулируется желанием играть. В книге «Русские дети и их игры» писательница-этнограф И. И Шангина пишет: «...в русском языке XVIII-XIX веков слово "играть" применительно к ребенку было идентично словам "жить", "дружить"». Однако, как показывают различные исследования, ребенка дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии нужно учить играть, то есть обращаясь к русскому языку наших предков и соотнося слова «играть» и «жить», детей надо «учить жить».

Для математического развития детей значимы игры с правилами (подвижные и дидактические игры), творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные). Они могут использоваться на специально организованных групповых и индивидуальных занятиях, в совместной деятельности детей и взрослых. Активное применение в подобных играх математического содержания не только формирует элементарные математические представления у детей, но и помогает установлению эмоционального контакта детей и взрослых, взаимоотношений детей друг с другом сначала в играх рядом, а затем и в совместных играх.

Далее мы рассмотрим примеры игровых занятий с использованием математических представлений. Эти занятия могут строиться как групповые или как индивидуальные. Содержание математического характера может активно вводиться в совместную деятельность взрослых и детей в различные режимные моменты: на прогулке, во время досуга и т. д. Мы не претендуем на то, чтобы в полном объеме раскрыть методику формирования элементарных математических представлений. Мы лишь акцентируем внимание читателей на материале, который, на наш взгляд, не нашел еще должного отражения в специальной методической литературе по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Это наблюдения и экскурсии, литературный материал, игры с пальчиками, с песком и водой, с бытовыми предметами-орудиями, театрализованные игры и сюжетно-дидактические игры.

Представлены конспекты игр-занятий с математическим содержанием для групповой и индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии, при проведении которых необходимо соблюдать ряд требований:

§   планирование каждого занятия в единстве коррекционно-развивающих, воспитательных и образовательных задач;

§   планирование занятия по времени в целом и отдельных его частей, исходя из логики формируемых математических представлений;

§   рациональный отбор содержания, которое предполагается использовать для формирования элементарных математических представлений; выбор методов и приемов обучения, обеспечивающих смену видов деятельности детей в процессе игры-занятия;

§   структурная четкость и завершенность каждого группового и индивидуального игрового занятия;

§   использование на занятии наглядности в соответствии с педагогическим замыслом, содержанием и индивидуальными психофизическими особенностями развития детей;

§   эмоциональная насыщенность;

§   соблюдение санитарно-гигиенических норм в процессе проведения занятия.