logo
ПЕД_реферат

2.1. Владение некоторыми общими принципами счета

1. Выявление устойчивости представлений о порядке счета.

Учитель-дефектолог предлагает ребенку понаблюдать за тем, как кукла будет считать игрушки, и если кукла ошибется, поправить ее.

Педагог (кукла) считает любые предметы в прямом порядке до пяти, путает порядок числительных, повторяя задание один-два раза.

2. Выявление понимания детьми принципа 1+1.

(К каждому объекту при счете по порядку может быть присоединено последовательно только одно числительное).

Взрослый от имени куклы считает по порядку любые одноименные предметы, он рукой куклы прибавляет то одну, то две игрушки, называя при этом по одному числительному до шести: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Ребенок должен заметить ошибку и исправить ее.

3. Выявление понимания ребенком итога счета.

(Понимание того, что общее количество сосчитанных предметов обозначается последним произнесенным числом).

От имени куклы учитель-дефектолог считает, указывая ее рукой на каждый предмет, например, производя счет до четырех, а в конце обводит рукой куклы все предметы и говорит: «Всего пять...».

Задача ребенка — заметить и исправить ошибку.

4. Выявление понимания ребенком того, что любая совокупность может быть сосчитана.

Учитель-дефектолог просит ребенка помочь ему и сказать, можно ли сосчитать все игрушки в комнате. Он обводит рукой комнату, указывая на все игрушки.

5. Выявление понимания ребенком того, что считать объекты можно в любом порядке.

Учитель-дефектолог располагает игрушки по кругу, в ряд, в беспорядке, то есть в различных комбинациях и считает. Каждый раз, после того как игрушки переставляются для счета, педагог обращается к ребенку с вопросом: «Можно ли так считать?»

В результате выполнения заданий 1-5 фиксируется, понимает ли ребенок обращенную к нему речь взрослого, реагирует ли на словесную инструкцию взрослого в процессе выполнения заданий, обращает ли внимание на движения рук педагога (куклы) по ходу счета, то есть владеет ли ребенок некоторыми общими принципами счета.