31. Педагогическая этика
Педагогическая этика – наука о пед. морали, т. е о нравственной культуре педагога, это система нравственных требований, норм и правил (морали), кот. Регулируют взаимоотношения и действия субъектов пед. Процесса.
Категории пед. Этики:
Проф. Долг
Пед. Справедливость
Проф. Гордость
Пед. Авторитет
Пед. Честь и достоинство
Пед. Такт
Совесть, ответственность и др.
Теоретико – приклодная задача пед. Этики, изучение нравственного сознания учителя с целью выяснения факторов, способствующих формированию и проявлению его высокой моральности, а также выявление факторов тормозящих этот процесс.
Педагогическая этика — относительно самостоятельный раздел этической науки. Он изучает особенности педагогической морали, обосновывает ее принципы, выясняет специфику реализации принципов общей морали в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания этических категорий.
Моральные обязанности учителя складывались исторически, и одним из основных являлось требование быть носителем глубоких и всесторонних знании. «Человек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знании, поступает безнравственно» (К. А. Гельвеций). Он должен систематически обновлять и пополнять свои знания.
Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами и др. Поэтому он является центральной фигурой нравственных отношений в системе педагогической морали. Объектами отношений учителя выступают прежде всего учащиеся, их родители, коллеги, руководители коллектива, общественные организации и общество в целом. Отношения с ними возникают на основе непосредственного общения, сопровождающегося положительным эмоциональным восприятием людьми друг друга, взаимной оценкой достоинств каждой из сторон, а также методом и средств, которыми достигаются стоящие перед ними цели.
Педагогическая этика рассматривает нравственные отношения как совокупность общественных контактов и взаимных связей, возникающих у учителя с теми людьми и учреждениями, по отношению к которым он имеет профессиональные обязанности. На основании такого подхода целесообразнее всего рассматривать нравственные отношения в наиболее четко выделяющихся подсистемам: «учитель — ученики», «учитель — педагогический коллектив», «учитель — родители учащихся», «учитель — руководители школы».
- 27. Стили общения. Управление процессом общения, его оптимизация
- 28. Невербальные средства общения
- 30. Влияние стилей общения педагога на взаимоотношения в детском коллективе и коллективе взрослых: коллег, родителей
- 31. Педагогическая этика
- 32. Такт – умение педагога устанавливать целесообразный тон и стиль в отношениях «человек - человек»
- 33. Принципы педагогического такта
- 34. Такт и тактика. Условия овладения педагогическим тактом
- 35. Стадии формирования педагогического такта
- 36. Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия
- 37. Формы конфликтов
- 38. Содержание конфликтов
- 39. Проявление конфликтов в педагогической деятельности
- 40. Способы разрешения конфликтов
- 41. Понятие группы и групповой деятельности
- 42. Функции групповой деятельности
- 43. Определение цели деятельности, места, времени групповой деятельности, отбор оптимальных средств
- 44. Позиции педагога: нейтральная, командная, содружество
- 45. Цель, содержание, методы и формы развития профессиональной компетентности педагога – организатора воспитательной деятельности
- 46. Саморегуляция профессиональной деятельности педагога
- 47. Психолого – педагогические принципы построения авторитета
- 48. Ребенок как субъект и объект целостного педагогического процесса
- 49. Игра – активная познавательно – развивающая деятельность детей
- 50. Игры как инструмент самореализации и самоутверждения детей
- 51. Структурные элементы игры
- 52. Проектирование деятельности педагога по развитию игровой деятельности детей