logo
Экзамен27-52

27. Стили общения. Управление процессом общения, его оптимизация

Стиль общения – индивид. Типологическая особенность соц. – психол. Воздействия педагога и обучающихся.

Стили педагогического общения: (По Левину)

  1. Авторитарный

  2. Попустительский

  3. Демократический

  4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельности (# Сухомлинский)

  5. Общение дистанция (ограничение)

  6. Общение устрашение

  7. Заигрывание

- не понимание педагогом стоящих перед ним

-Отсутствие навыков общения

-боязнь класса и одновременно желание наладить общение.

Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и речевым этикетом. Педагогическое общение – это взаимодействие педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, создание благоприятного климата, способствующего более полному развитию личности школьника. Педагог организует общение и научает детей общению. В культуре общения современного учителя отражаются следующие функции: открытие ребенка на общение, соучастие ребенку в процессе общения, возвышение ребенка в процессе общения. Реализация их обеспечивается практическими, профессиональными умениями педагога.

Управляя процессом общения, педагог создает условия для обучения культуре взаимопонимания в совместном диалоге, к которым относятся: взаимопомощь,  такт, уважение, умение поддерживать контакт, обеспечивать обратную связь, управлять своим поведением, рефлексировать. Последнее помогает учащимся при общении сознательно корректировать свою деятельность в разговоре с другими, выбирать необходимые средства, с тем чтобы обеспечить результативность коммуникаций. При этом любой диалог должен основываться на принципе толерантности – терпимости и уважительного отношения партнеров друг к другу, признания равенства и одновременного отказа от доминирования и насилия. Школьник без общения с учителем, организующим его обучение и воспитание, не может стать личностью. Он должен научиться правилам жизни в социальном коллективе, приобрести социальный и нравственный опыт, обнаружить и раскрыть свою внутреннюю природу, потенциальные возможности.