27. Стили общения. Управление процессом общения, его оптимизация
Стиль общения – индивид. Типологическая особенность соц. – психол. Воздействия педагога и обучающихся.
Стили педагогического общения: (По Левину)
Авторитарный
Попустительский
Демократический
Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельности (# Сухомлинский)
Общение дистанция (ограничение)
Общение устрашение
Заигрывание
- не понимание педагогом стоящих перед ним
-Отсутствие навыков общения
-боязнь класса и одновременно желание наладить общение.
Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и речевым этикетом. Педагогическое общение – это взаимодействие педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, создание благоприятного климата, способствующего более полному развитию личности школьника. Педагог организует общение и научает детей общению. В культуре общения современного учителя отражаются следующие функции: открытие ребенка на общение, соучастие ребенку в процессе общения, возвышение ребенка в процессе общения. Реализация их обеспечивается практическими, профессиональными умениями педагога.
Управляя процессом общения, педагог создает условия для обучения культуре взаимопонимания в совместном диалоге, к которым относятся: взаимопомощь, такт, уважение, умение поддерживать контакт, обеспечивать обратную связь, управлять своим поведением, рефлексировать. Последнее помогает учащимся при общении сознательно корректировать свою деятельность в разговоре с другими, выбирать необходимые средства, с тем чтобы обеспечить результативность коммуникаций. При этом любой диалог должен основываться на принципе толерантности – терпимости и уважительного отношения партнеров друг к другу, признания равенства и одновременного отказа от доминирования и насилия. Школьник без общения с учителем, организующим его обучение и воспитание, не может стать личностью. Он должен научиться правилам жизни в социальном коллективе, приобрести социальный и нравственный опыт, обнаружить и раскрыть свою внутреннюю природу, потенциальные возможности.
- 27. Стили общения. Управление процессом общения, его оптимизация
- 28. Невербальные средства общения
- 30. Влияние стилей общения педагога на взаимоотношения в детском коллективе и коллективе взрослых: коллег, родителей
- 31. Педагогическая этика
- 32. Такт – умение педагога устанавливать целесообразный тон и стиль в отношениях «человек - человек»
- 33. Принципы педагогического такта
- 34. Такт и тактика. Условия овладения педагогическим тактом
- 35. Стадии формирования педагогического такта
- 36. Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия
- 37. Формы конфликтов
- 38. Содержание конфликтов
- 39. Проявление конфликтов в педагогической деятельности
- 40. Способы разрешения конфликтов
- 41. Понятие группы и групповой деятельности
- 42. Функции групповой деятельности
- 43. Определение цели деятельности, места, времени групповой деятельности, отбор оптимальных средств
- 44. Позиции педагога: нейтральная, командная, содружество
- 45. Цель, содержание, методы и формы развития профессиональной компетентности педагога – организатора воспитательной деятельности
- 46. Саморегуляция профессиональной деятельности педагога
- 47. Психолого – педагогические принципы построения авторитета
- 48. Ребенок как субъект и объект целостного педагогического процесса
- 49. Игра – активная познавательно – развивающая деятельность детей
- 50. Игры как инструмент самореализации и самоутверждения детей
- 51. Структурные элементы игры
- 52. Проектирование деятельности педагога по развитию игровой деятельности детей