28. Невербальные средства общения
Итак, рассмотрим невербальные средства общения. Чтобы четко понять их многообразную структуру, приведем их классификацию:
1. Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка).
2. Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи).
3. Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта).
4. Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение за столом).
29. Коммуникативные педагогические приемы, способствующие успешному общению Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих коммуникативных приемов: - приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении); - создание на занятии атмосферы защищенности при общении учеников с учителями; - одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге; - одобрение практики обращения учеников за помощью к учителю или товарищам; - поощрение устных ответов по собственной инициативе учеников; - создание щадящих условий при ответе ученика с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью; - недопущение действий со стороны отдельных учеников, подавляющих творческую активность товарищей на занятии. Приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения: - оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний; - разъяснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общения; - обучение (прямое и косвенное) коммуникативным приемам, технике выступления и общения; - подчеркнуто позитивная критика (если таковая необходима) поведения ученика в диалоге с учителем; - демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к ученикам, поддержка их стремления к участию в диалоге с учителем; - оперативное предоставление ученикам возможности «оправдать нетерпение поднятой руки»; - предоставление ученикам возможности сориентироваться в ситуации, «собраться с мыслями». Приемы инициирования встречной учебно-познавательной активности учеников: - прямое побуждение учеников к активному взаимодействию с учителем на занятии; - мотивирование перед классом поощрения учеников за проявленную инициативу; - критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним; - «игровая провокация» («Что-то Иванов Иван недоверчиво улыбается при твоем ответе. Докажи ему, что ты действительно прав...») Основные психолого-педагогические приемы обучения сочетаются при оптимальном педагогическом общении. Развивающее обучение предполагает переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал - запомнил - пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с учителем и товарищами - осмыслил - запомнил - способен оформить свою мысль словами - умею применить полученные знания в жизни».
- 27. Стили общения. Управление процессом общения, его оптимизация
- 28. Невербальные средства общения
- 30. Влияние стилей общения педагога на взаимоотношения в детском коллективе и коллективе взрослых: коллег, родителей
- 31. Педагогическая этика
- 32. Такт – умение педагога устанавливать целесообразный тон и стиль в отношениях «человек - человек»
- 33. Принципы педагогического такта
- 34. Такт и тактика. Условия овладения педагогическим тактом
- 35. Стадии формирования педагогического такта
- 36. Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия
- 37. Формы конфликтов
- 38. Содержание конфликтов
- 39. Проявление конфликтов в педагогической деятельности
- 40. Способы разрешения конфликтов
- 41. Понятие группы и групповой деятельности
- 42. Функции групповой деятельности
- 43. Определение цели деятельности, места, времени групповой деятельности, отбор оптимальных средств
- 44. Позиции педагога: нейтральная, командная, содружество
- 45. Цель, содержание, методы и формы развития профессиональной компетентности педагога – организатора воспитательной деятельности
- 46. Саморегуляция профессиональной деятельности педагога
- 47. Психолого – педагогические принципы построения авторитета
- 48. Ребенок как субъект и объект целостного педагогического процесса
- 49. Игра – активная познавательно – развивающая деятельность детей
- 50. Игры как инструмент самореализации и самоутверждения детей
- 51. Структурные элементы игры
- 52. Проектирование деятельности педагога по развитию игровой деятельности детей