36. Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия
Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.
Говоря иначе, конфликт — ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.
Мы рассматриваем педагогический конфликт, то есть конфликт, субъектами которого являются участники педагогического процесса.
Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта — возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.
Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.
Существуют сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них:
· кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности – в своем воображении, иногда на самом деле);
· недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);
· инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);
· напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются к худшему, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);
· дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, которые трудно выразить словами).
- 27. Стили общения. Управление процессом общения, его оптимизация
- 28. Невербальные средства общения
- 30. Влияние стилей общения педагога на взаимоотношения в детском коллективе и коллективе взрослых: коллег, родителей
- 31. Педагогическая этика
- 32. Такт – умение педагога устанавливать целесообразный тон и стиль в отношениях «человек - человек»
- 33. Принципы педагогического такта
- 34. Такт и тактика. Условия овладения педагогическим тактом
- 35. Стадии формирования педагогического такта
- 36. Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия
- 37. Формы конфликтов
- 38. Содержание конфликтов
- 39. Проявление конфликтов в педагогической деятельности
- 40. Способы разрешения конфликтов
- 41. Понятие группы и групповой деятельности
- 42. Функции групповой деятельности
- 43. Определение цели деятельности, места, времени групповой деятельности, отбор оптимальных средств
- 44. Позиции педагога: нейтральная, командная, содружество
- 45. Цель, содержание, методы и формы развития профессиональной компетентности педагога – организатора воспитательной деятельности
- 46. Саморегуляция профессиональной деятельности педагога
- 47. Психолого – педагогические принципы построения авторитета
- 48. Ребенок как субъект и объект целостного педагогического процесса
- 49. Игра – активная познавательно – развивающая деятельность детей
- 50. Игры как инструмент самореализации и самоутверждения детей
- 51. Структурные элементы игры
- 52. Проектирование деятельности педагога по развитию игровой деятельности детей