2.1. Познавательный аспект
Страноведческое содержание УМК для 8 класса направлено на то, чтобы учащиеся узнали как можно больше интересных фактов о культуре Великобритании, о взаимосвязи культуры родной страны и страны изучаемого языка. Особенностью изучения культуры Великобритании, заложенной в Учебнике 8 класса, является то, что из всего многообразия информации были отобраны те сферы, явления, события, факты, которые непосредственно связаны с жизнью британских школьников 14—15 лет.
При отборе фактов авторы руководствовались следующими критериями, предложенными Е. М. Верещагиным и В. Г. Костомаровым 1:
— критерий ориентации на современную жизнь страны;
— критерий направленности учебного материала на типичные явления культуры;
— критерий дополнительности, т. е. соотнесенность с корреспондирующим элементом культуры своей страны;
— критерий тематической соотнесенности;
— критерий актуального историзма, согласно которому отбираются те исторические сведения, которые известны всем носителям языка;
— критерий облигаторности (обязательности), определяющий отбор информационного минимума о произведениях литературы, истории, живописи и т. д., необходимого каждому культурному человеку;
— критерий репрезентативности, согласно которому допустимо обращение к ярким, представительным, но не типичным фактам, даже если они не являются распространенными;
— критерий воспитательной (эстетической и др.) ценности;
— критерий учета возраста обучаемых и их интересов, времени на изучение иностранного языка.
При определении содержания Учебника в первую очередь отбирались факты, события, которые связаны с деятельностью британских сверстников в таких сферах, как свободное время, путешествие, праздники и обычаи, спорт, мода, а также страноведческие сведения о культуре Великобритании в данных сферах.
Страноведческое содержание Учебника для 8 класса углубляет знания, полученные в 5—7 классах. Если ранее учащиеся знакомились главным образом с духовным миром сверстников и через него познавали страну в целом, то в этом году учащиеся получают представления о многих конкретных явлениях культурной жизни Великобритании. Отобранные сведения были организованы в 5 циклов:
1. Britain and Its People at a Glance.
2. Would You Like to Go to Britain?
3. Traditions, Manners.
4. Be a Good Sport.
5. Changing Times, Changing Styles.
Подробный список объектов познавательного аспекта представлен в таблице Map of textbook “English 8” в разделах “Topics, Problems, Situations” и “Cultural Background Knowledge” (Приложение III).
Все тексты, содержащие сведения о стране изучаемого языка, являются аутентичными. В Учебнике широко используются средства зрительной наглядности: слайды, рисунки, вывески, рекламные объявления, карты и т. д.
Страноведческие знания составляют содержательную основу Учебника. Сведения о культуре страны пронизывают каждый текст, высказывания и даже экспозиции к учебным заданиям.
Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения и постоянной оценки уже имеющихся знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Иными словами, имеет место своеобразный диалог культур. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, чужую страну со своей, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям. Сравнение также требует от учащихся проявления собственного мнения, собственной активной жизненной позиции по любому вопросу, что, в свою очередь, стимулирует и мотивирует стремление постоянно увеличивать и углублять объем знаний и о собственной стране, и о других странах. Таким образом, познавательный аспект способствует созданию мотивации.
Одним из средств реализации задач познавательного аспекта является лингвострановедческий справочник, в котором даются пояснения реалий Великобритании и США. В конце каждого цикла в рубрике “Link List” учащиеся фиксируют, что нового о культуре страны они узнали в данном цикле, сравнивают эти сведения с соответствующими фактами родной культуры. Данное задание может служить тестом по усвоению содержания познавательного аспекта. Главное в процессе познания — не только накопление сведений о стране, но и познание людей, своих сверстников, их образа мыслей, поведения, отношения к общечеловеческим ценностям. Здесь многое зависит от учителя, что проявляется не только в словах, но и в интонации, жестах, мимике.
- Предисловие
- 1. Общая характеристика умк для 8 класса
- 2. Цели и задачи обучения иноязычной культуре в 8 классе
- 2.1. Познавательный аспект
- 2.2. Учебный аспект
- Раздел V всех циклов посвящен развитию конкретных умений общаться, а раздел VI — развитию умения общаться в целом.
- 2.3. Развивающий аспект
- 2.4. Воспитательный аспект
- 3. Организация процесса коммуникативного обучения иноязычной культуре в 8 классе
- 3.1. Этапы овладения речевым материалом
- 3.1.1. Этап формирования навыков
- 3.1.2. Этап совершенствования речевых навыков
- 3.1.3. Этап развития речевого умения
- 4. Описание технологии основных видов работ
- 4.1. Подготовка учителя к работе над циклом уроков
- 4.2. Подготовка учащихся к усвоению содержания уроков цикла
- 4.3. Технология видов работ при обучении чтению и аудированию
- 4.4. Технология видов работ при обучении говорению и письму
- 4.5. Технология обучения через сотрудничество
- 4.6. Учет личностных свойств ученика
- 4.7. Технология контроля речевых умений учащихся
- 5. Рекомендации по взаимосвязанному использованию разделов учебника и остальных компонентов умк
- 6. Рекомендации к циклам уроков учебника
- 7. Рекомендации к урокам книги для чтения
- Обучение чтению: взаимосвязь Учебника и Книги для чтения
- Тексты и рекомендации для контроля умения читать и аудировать