2.2. Учебный аспект
В УМК для 8 класса заложен комплексный подход к овладению всеми видами речевой деятельности, определены конкретные задачи по обучению каждому из них. Однако ведущим для 8 класса является обучение чтению и говорению.
Чтение. В 8 классе чтение выступает как средство и цель обучения ИК. В первой своей функции тексты для чтения используются в качестве зрительного подкрепления и содержательной базы при обучении говорению. В этом случае тексты представляют собой письменную фиксацию устной речи.
Развитие умения читать является одной из главных целей обучения в 8 классе, реализация которой происходит как в Учебнике, так и в Книге для чтения. В каждом из циклов преодолевается какая-либо трудность (или несколько), присущая чтению как виду речевой деятельности. В каждом последующем цикле чтение осуществляется на новом, более совершенном уровне, так как опирается на большее количество освоенных действий и материала. В области чтения ставится задача совершенствования трех наиболее распространенных видов чтения: чтения с общим охватом содержания (reading for the main idea), чтения с детальным пониманием прочитанного (reading for detail), поискового чтения (reading for specific information).
Материалом для первого вида чтения являются тексты, содержащие значительное количество незнакомых слов, и задача состоит в данном случае в том, чтобы понять, несмотря на это, основное содержание текста, причем прибегать к словарю нужно лишь тогда, когда незнакомые слова мешают понять основное содержание текста. В Учебнике предусмотрены упражнения, формирующие у учащихся умения вычленять основное содержание текста, опуская второстепенные детали и игнорируя при этом имеющиеся языковые трудности, а также осуществлять поиск специфической информации.
Материалом для второго и третьего видов чтения являются тексты, построенные на знакомом материале либо содержащие незнакомые явления, значение которых может быть раскрыто известными способами: с помощью догадки, сносок, словаря. Основная задача — полностью понять все содержание, независимо от характера текста и способа снятия помех.
Учащиеся читают аутентичный материал, который условно можно разделить на 3 группы. К первой группе относятся объявления, брошюры, буклеты, инструкции и т. д. Вторую группу составляют отрывки из художественной, публицистической и научной литературы, прессы. В Учебник вошли отрывки из произведений, предназначенных для детей данной возрастной группы или популярных среди английских и американских детей 14—15 лет. К третьей группе относятся высказывания детей о различных предметах обсуждения. Конкретное содержание обучения чтению в каждом цикле указано в Map of textbook “English 8” в разделе “Reading”.
В связи с тем что Учебник почти полностью построен на аутентичных текстах разного характера, большое значение придается самостоятельному обращению учащихся к лингвострановедческому справочнику, в задачи которого входит: во-первых, расширить общеобразовательный кругозор учащихся при ознакомлении их со страноведческими сведениями, во-вторых, сформировать потребность и развить умение пользоваться справочной литературой типа лексиконов, энциклопедических словарей, стимулируя тем самым познавательную активность учащихся.
Как и в предыдущих классах, продолжается работа над обеими формами чтения: вслух и про себя. Чтение вслух выступает, с одной стороны, как средство для совершенствования техники чтения и произносительной стороны речи, а с другой — в своей вспомогательной коммуникативной функции: учащиеся ставятся в ситуации, когда они должны прочитать известный им текст другим, чтобы ознакомить их с ним. Чтение про себя является основной формой чтения.
Продолжается работа над увеличением скорости чтения. Поиск информации во многих текстах ограничивается определенным количеством времени.
Продолжается работа по совершенствованию и развитию умений, необходимых для понимания прочитанного как на уровне значения, так и на уровне смысла. Точное указание на те умения, которые развиваются в каждом цикле, дает Map of textbook “English 8”, раздел “Reading. II. Reading and thinking skills”. В плане формирования лексических навыков чтения ставится задача расширить рецептивный словарь до 3000 лексических единиц (в 8 классе изучается 600 лексических единиц). В Учебнике список новых лексических единиц по каждому циклу приводится под рубрикой “How many words from Unit ... do you know?”. Лексические единицы для рецептивного усвоения помечены звездочкой.
В плане формирования грамматических навыков чтения ставится задача увеличить количество легко распознаваемых грамматических явлений, совершенствуя на этой базе механизм структурной антиципации. Новые грамматические явления, предназначенные для рецептивного усвоения, указаны в Map of textbook “English 8” в разделе “Reading. III. Grammar Reading Skills”.
Аудирование. Обучение аудированию занимает существенное место в процессе обучения ИК в 8 классе.
Аудирование выступает в двух функциях: как средство и как цель обучения. В первой своей функции аудирование используется тогда, когда в ходе прослушивания аутентичных текстов учащиеся знакомятся с новым лексическим и грамматическим материалом (при этом аудирование часто сочетается со зрительной опорой), упражняются в узнавании на слух и припоминании уже известного материала, подготавливаются к беседе по прослушанному.
Вместе с тем аудирование является одной из основных целей обучения. В 8 классе развиваются и совершенствуются сформированные ранее навыки и умения в данном виде речевой деятельности. В каждом цикле уроков имеются специальные тексты для аудирования, которые постепенно усложняются за счет включения нового лексического и грамматического материала. Общий объем лексических единиц для аудирования — 2000.
На данном году обучения выделяются три вида аудирования: а) аудирование с полным пониманием воспринимаемого на слух текста (listening for detail); б) аудирование с общим охватом содержания, т. е. с пониманием лишь основной информации (listening for the main idea); в) аудирование с извлечением специфической информации (listening for specific information).
Аудирование с полным пониманием и с извлечением конкретной информации осуществляется, как правило, на текстах, не содержащих особых трудностей; эти тексты построены в основном на знакомом материале и обеспечивают при наличии небольшого числа незнакомых слов догадку об их значении на основе общности форм родного и иностранного языков, по словообразовательным элементам или по контексту. Такие тексты размещены, как правило, в IV разделе каждого цикла. Кроме того, полному и точному пониманию подлежат высказывания учителя, речь одноклассников, короткие сообщения монологического характера при обсуждении проблем, предъявляемые в естественном темпе.
Аудирование с пониманием основного содержания строится на материале текстов, содержащих значительное число незнакомых слов, чтобы хотя бы приблизительно поставить ученика в относительно адекватные условия практического осуществления этого вида речевой деятельности.
Основная задача при этом — научить ученика умению, с одной стороны, выделять основную информацию, наиболее существенное содержание, с другой — как бы опускать, игнорировать несущественное, в том числе незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание.
В 8 классе учащиеся должны понимать на слух иноязычную речь в нормальном темпе в предъявлении учителя и в звукозаписи, построенную на языковом материале учебника; допускается включение до 3% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться. Длительность звучания связных текстов — до 3 минут.
Контроль навыков аудирования осуществляется в специальных тестах, помещенных в Книге для учителя.
Говорение. Предметное содержание говорения подобрано таким образом, что оно представляет интерес и для британских и для российских школьников и связано как с ситуациями повседневного общения, так и с ситуациями проблемного характера. В 8 классе говорение становится равноправным с чтением и ставится задача дальнейшего развития речевого умения в монологической и диалогической формах.
При обучении говорению большой удельный вес имеет работа над рассуждением, выражением своего отношения, сравнительной оценкой родной культуры с культурой страны изучаемого языка.
При обучении монологической речи развиваются следующие навыки и умения.
1. Умение высказываться целостно, как в смысловом, так и в структурном отношении.
2. Умение высказываться логично и связно. Это означает уметь последовательно излагать мысли, факты, суждения, связанные в смысловом отношении и соотнесенные с задачей высказывания. Высказываться связно значит уметь «сцеплять» отдельные фразы и сверхфразовые единства в тексте определенными средствами языка.
3. Умение высказываться продуктивно. С точки зрения формы продуктивность высказывания определяется количеством новых комбинаций: чем меньше заученного, тем больше продуктивность. Поэтому главная задача — настойчиво и постоянно развивать продуктивность путем комбинирования и трансформации материала. Не следует также забывать о том, что продуктивность — это еще и содержательность, т. е. умение пользоваться богатством фактов, сведений, мыслей, необходимых, по мнению говорящего, для достижения цели, ради которой он вступает в общение.
4. Умение говорить самостоятельно, т. е. выбирать стратегию высказывания, составлять программу высказывания, говорить без заимствования мыслей из предварительно прочитанных и прослушанных источников, высказываться без опоры на полные записи или изображение.
5. Умение говорить экспромтом, без специальной подготовки и обсуждения.
6. Умение говорить в нормальном темпе.
- Предисловие
- 1. Общая характеристика умк для 8 класса
- 2. Цели и задачи обучения иноязычной культуре в 8 классе
- 2.1. Познавательный аспект
- 2.2. Учебный аспект
- Раздел V всех циклов посвящен развитию конкретных умений общаться, а раздел VI — развитию умения общаться в целом.
- 2.3. Развивающий аспект
- 2.4. Воспитательный аспект
- 3. Организация процесса коммуникативного обучения иноязычной культуре в 8 классе
- 3.1. Этапы овладения речевым материалом
- 3.1.1. Этап формирования навыков
- 3.1.2. Этап совершенствования речевых навыков
- 3.1.3. Этап развития речевого умения
- 4. Описание технологии основных видов работ
- 4.1. Подготовка учителя к работе над циклом уроков
- 4.2. Подготовка учащихся к усвоению содержания уроков цикла
- 4.3. Технология видов работ при обучении чтению и аудированию
- 4.4. Технология видов работ при обучении говорению и письму
- 4.5. Технология обучения через сотрудничество
- 4.6. Учет личностных свойств ученика
- 4.7. Технология контроля речевых умений учащихся
- 5. Рекомендации по взаимосвязанному использованию разделов учебника и остальных компонентов умк
- 6. Рекомендации к циклам уроков учебника
- 7. Рекомендации к урокам книги для чтения
- Обучение чтению: взаимосвязь Учебника и Книги для чтения
- Тексты и рекомендации для контроля умения читать и аудировать