1. Общая характеристика умк для 8 класса
Учебно-методический комплект для 8 класса состоит из следующих компонентов:
1. Учебника (Student’s Book);
2. Книги для учителя (Teacher’s Book);
3. Рабочей тетради (Activity Book);
4. Книги для чтения (Reader);
5. Контрольных заданий к учебникам для 8 и 9 классов;
6. Методических рекомендаций к контрольным заданиям к учебникам для 8 и 9 классов;
7. Аудиокассет.
Учебник построен в соответствии с учебным планом (3 часа в неделю) и ориентирован на государственный образовательный стандарт применительно к учебному предмету «иностранный язык». Следует, однако, заметить, что материал, предназначенный для усвоения, по глубине и объему содержания значительно выше требований образовательного стандарта. Во всех компонентах УМК содержится избыточный материал, который обеспечивает возможность выбора в зависимости от интересов, способностей и уровня обученности учащихся. Избранный подход дает возможность последовательно осуществлять принцип индивидуализации обучения, позволяя более способным учащимся усваивать материал, выходящий за рамки базового курса. Задания повышенной сложности помечены специальным значком.
Материал в Учебнике объединен в пять циклов, каждый из которых имеет свое название.
На прохождение каждого цикла отводится от 9 до 13 уроков в зависимости от уровня обученности учащихся. Спланированные уроки составляют приблизительно 80%. Остальные уроки составляют резерв учителя, который он может использовать для решения одной из следующих задач: а) внести в систему занятий те дополнения, которые необходимы для данного конкретного класса; б) доделать то, на что не осталось времени на запланированных уроках; в) выполнить ряд дополнительных упражнений для достижения более высокого результата обучения.
Вместе с тем следует заметить, что сценарии спланированных уроков достаточно насыщенны, и в классах с недостаточно высоким уровнем обученности материала может хватить на весь учебный год.
Если содержание Учебника для 7 класса было направлено на то, чтобы дать учащимся возможность проникнуть в духовный мир их сверстников из Британии и Америки, то цель Учебника для 8 класса — познакомить учащихся с различными сферами британского общества, дать хотя бы общее, но в целом по возможности адекватное представление о менталитете британской нации. Однако познание культуры страны изучаемого языка является не самоцелью, а лишь поводом для более глубокого понимания и осмысления своей родной культуры. В Учебнике и Рабочей тетради имеется специальная группа упражнений под рубрикой “In Your Culture”, которая целенаправленно из урока в урок учит учащихся рассказывать на английском языке о родной культуре. В конце каждого цикла уроков имеется задание под названием “Link List”, задача которого состоит в том, чтобы помочь учащимся осознать особенности родной культуры в соотнесении с культурой англоязычных стран.
Цель новой рубрики “What do you know?”, которая обычно открывает новый содержательный блок,— активизировать имеющиеся в опыте учащихся знания о культуре англоязычных стран, полученные на уроках по другим предметам, а также из газет, радио, телевидения, прочитанных книг и других источников.
В еще одной новой рубрике “Cultural Note” учащиеся найдут лаконичные пояснения некоторых особенностей культуры англоязычных стран, оказывающих непосредственное влияние на процесс общения с представителями Великобритании и США.
В Учебнике сохранены и традиционные рубрики: “Grammar in Focus”, “Word Power”, “Group Work”, “Pair Work” и др.
Каждый из пяти циклов разделен на шесть содержательных блоков, имеющих свое название. В классах с хорошей подготовкой материал каждого блока может быть усвоен за один урок, в классах с более низким уровнем владения иностранным языком на прохождение предложенного материала потребуется больше времени.
В конце каждого цикла имеется раздел “For Fun and Profit”. Данный раздел полифункционален. Во-первых, в нем содержится материал для самостоятельной работы в классе и дома. Этот материал соотносится с содержанием конкретных уроков цикла и призван углубить и закрепить то, что было усвоено под руководством учителя. Во-вторых, раздел содержит дополнительный материал для хорошо успевающих учащихся. Поэтому в нем даны задания, связанные со страноведением (познавательный аспект иноязычной культуры), с развитием учебных умений (учебный аспект), с развитием определенных способностей; здесь также помещены материалы занимательного и развлекательного характера, столь необходимые при изучении иностранного языка (развивающий аспект).
После каждого цикла дан раздел “Test Yourself”, который содержит материал для контроля, самоконтроля и взаимоконтроля по различным аспектам иноязычной культуры. В данном разделе выделена рубрика “Self-assessment”, специально предназначенная для развития у учащихся умений самоконтроля, которые очень важны для подготовки учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного языка после завершения базового курса или окончания средней школы.
Познавательный аспект тестируется с помощью материалов рубрики “Link List”. В 8 классе проверяются не только знания фактов культуры англоязычных стран, но и корреспондирующих элементов родной культуры. Раздел “Test Yourself” готовит учащихся к сдаче тестов при завершении базового курса в соответствии с требованием образовательного стандарта по предмету «иностранный язык».
Учебник включает несколько приложений: 1) грамматический справочник, состоящий из разделов “Grammar Notes” и “Functions”; 2) список неправильных глаголов; 3) список личных имен, географических и других названий; 4) лингвострановедческий справочник, дающий пояснения некоторых реалий Великобритании и США; 5) англо-русский словарь, содержащий всю активную лексику предшествующих классов, а также новую лексику.
В Учебнике для 8 класса дается не только аутентичный материал по всем видам речевой деятельности, но и в достаточно полном объеме представлены упражнения, необходимые для его усвоения.
Упражнения расположены в последовательности, способствующей успешному усвоению материала. Менять последовательность упражнений не рекомендуется, так как будет нарушен сценарий урока, где указаны даже логические переходы и связки между видами работы и упражнениями. Подобная компоновка материалов Учебника позволяет ученикам, по каким-либо причинам пропустившим занятия, самостоятельно овладевать материалом.
Исходя из своего опыта и особенностей класса, каждый учитель может заменять упражнения из урока на адекватные задания из раздела “For Fun and Profit”, Рабочей тетради (Activity Book) или свои собственные.
Книга для чтения. В УМК для 8 класса Книга для чтения выделена в отдельный компонент. Это сделано для того, чтобы учащиеся могли почувствовать мотивацию успеха, ощутить свою способность читать книги на английском языке. Однако авторы постарались, чтобы домашнее чтение воспринималось не как довесок к занятиям в классе, а органически включалось в содержание всего цикла уроков, развивая и углубляя его содержание и сюжетную линию. В Книге для учителя в Приложении I приводится таблица «Обучение чтению: взаимосвязь Учебника и Книги для чтения», в которой указывается, какой материал после какого раздела цикла рекомендуется читать и где его можно использовать на уроках по обучению другим видам речевой деятельности.
В Книгу для чтения наряду с произведениями классиков детской литературы включены отрывки из произведений наиболее популярных современных авторов, таких как: Roald Dahl, Nina Bawden, Nigel Hinton, Vivien Alcock, Betsy Byars, Pete Johnson и др.
Авторы постарались максимально разнообразить типы аутентичных текстов, включенных в Книгу для чтения. В ее содержание вошли короткие рассказы, отрывки из повестей, автобиографических произведений, научно-публицистические статьи из различных газет и журналов, письма (личные, деловые, письма к редактору), инструкции, правила различных игр, постеры, рекламные объявления, документы, комиксы, диаграммы, таблицы, словарные статьи из энциклопедических словарей, стихи, научно-популярные тексты из брошюр и буклетов. Отличительной особенностью Книги для чтения является то, что в ней не только подобраны тексты, соответствующие возрастным интересам учащихся, но и даются самые разнообразные упражнения для развития умения читать.
В Книге для чтения дается несколько приложений: англо-русский словарь; лингвострановедческий справочник, включающий наряду с толкованием реалий краткие биографические сведения о писателях, чьи произведения включены в Книгу для чтения; список личных имен, географических и других названий.
Рабочая тетрадь предназначена для активизации и систематизации материала, представленного в Учебнике. Она, так же как и Учебник, состоит из 5 циклов, каждый из которых соотносится с соответствующим циклом из Учебника. Упражнения из Рабочей тетради могут выполняться в классе (в этом случае в Учебнике имеется ссылка на конкретное упражнение из Рабочей тетради) или дома как индивидуальное письменное задание. Большинство упражнений для развития навыков письма построено на материале о нашей стране, что позволяет учащимся глубже осознать особенности родной культуры и научиться сообщать о них. Школьники, опираясь на Рабочую тетрадь, создают учебник на английском языке о своей родной культуре.
Книга для учителя содержит общую характеристику УМК для 8 класса, описывает цели и задачи обучения иноязычной культуре (ИК) в 8 классе, организацию процесса коммуникативного обучения ИК, а также дает подробные методические рекомендации по проведению уроков и описывает технологию выполнения видов работы, используемых в УМК. В Книге для учителя даются поурочные рекомендации по проведению уроков. Авторы видели свою задачу в том, чтобы, во-первых, помочь учителю адаптировать материал к конкретному классу; во-вторых, снабдить учителя дополнительным материалом, который может потребоваться для того, чтобы сделать упражнения более интересными для учащихся; в-третьих, дать ключи к упражнениям, основанным на знании фактов культуры Великобритании, которые могут быть недостаточно хорошо известны учителю.
Книга для учителя также содержит ряд приложений: подробную методическую карту УМК, тексты и рекомендации для контроля умения читать и аудировать.
Звуковое приложение призвано способствовать развитию произносительной стороны речи и аудирования. Оно состоит из двух кассет: кассеты для учителя, где записаны все упражнения, выполняемые в классе, дополнительные задания, а также тексты для тестирования уровня развития умения аудировать, и кассеты для учащихся, на которой звучат тексты как классных, так и домашних заданий не только из Учебника, но также из Рабочей тетради и Книги для чтения.
Все компоненты УМК тесно взаимосвязаны, и только использование их в комплексе может привести к желаемым результатам
- Предисловие
- 1. Общая характеристика умк для 8 класса
- 2. Цели и задачи обучения иноязычной культуре в 8 классе
- 2.1. Познавательный аспект
- 2.2. Учебный аспект
- Раздел V всех циклов посвящен развитию конкретных умений общаться, а раздел VI — развитию умения общаться в целом.
- 2.3. Развивающий аспект
- 2.4. Воспитательный аспект
- 3. Организация процесса коммуникативного обучения иноязычной культуре в 8 классе
- 3.1. Этапы овладения речевым материалом
- 3.1.1. Этап формирования навыков
- 3.1.2. Этап совершенствования речевых навыков
- 3.1.3. Этап развития речевого умения
- 4. Описание технологии основных видов работ
- 4.1. Подготовка учителя к работе над циклом уроков
- 4.2. Подготовка учащихся к усвоению содержания уроков цикла
- 4.3. Технология видов работ при обучении чтению и аудированию
- 4.4. Технология видов работ при обучении говорению и письму
- 4.5. Технология обучения через сотрудничество
- 4.6. Учет личностных свойств ученика
- 4.7. Технология контроля речевых умений учащихся
- 5. Рекомендации по взаимосвязанному использованию разделов учебника и остальных компонентов умк
- 6. Рекомендации к циклам уроков учебника
- 7. Рекомендации к урокам книги для чтения
- Обучение чтению: взаимосвязь Учебника и Книги для чтения
- Тексты и рекомендации для контроля умения читать и аудировать