logo
130- Английский язык 8кл_Книга для учителя_Кузо

4.4. Технология видов работ при обучении говорению и письму

      Использование опор. В связи с тем что в Учебнике даются подробные указания, как использовать иллюстративные опоры, в данном разделе помещены рекомендации по использованию вербальных опор.

      Вербальные опоры представлены в виде речевых образцов, JIСC, функциональных моделей диалогов.

      1.  Речевой образец сопровождает, как правило, упражнения, направленные на формирование лексических и грамматических навыков говорения. Речевые образцы представлены в Учебнике либо полностью (см. с. 85, 93, 108, 117), либо частично (см. с. 9, 15, 19 и т. д.), акцентируя то, что отрабатывается в каждом образце (выражения определенной функции, грамматическое явление и т. д.).

      Последовательность отработки высказывания по речевому образцу такова:

      а)  формулировка задания (цели). Сначала необходимо обратить внимание учащихся на то, что они научатся выражать с помощью данного образца. Функция, как правило, обозначена в задании к упражнению, например: What ideas do these teenagers and other people have of Britain and its people? Do you believe this is true? (expressing doubt);

      б)  пояснение образца. Речевой образец должен быть понятен учащимся. Все необходимые пояснения надо сделать до того, как учащиеся будут использовать речевой образец. Например, в цикле 1, раздел III, упр. 2.3) к упражнению дан следующий образец:

      Before going to Britain ... had thought that ... After visiting Britain ... changed their minds. More / less people began to believe that ...

      Возможно, в отдельных классах следует напомнить функциональные и формальные особенности Past Perfect и пояснить выражение changed their minds;

      в)  отработка образца. Совершенно обязательным действием является интонационная отработка речевого образца. Нужно добиться, чтобы учащиеся правильно интонационно оформляли каждую синтагму, входящую в образцы, соблюдали логическое ударение. Интонационная отработка образца сказывается на плавности речи, ее темпе и главным образом выразительности. Если речевой образец записан на пленку, необходимо дать его прослушать учащимся и попросить повторить;

      г)  показ функционирования образца. В зависимости от степени наполнения образца высказывание произносится сначала учителем или более подготовленными учащимися, затем остальными.

      Иногда заполнение образца вызывает у учащихся содержательную трудность. Нужно показать учащимся возможные пути превращения любого высказывания в «свое»: можно взять в готовом виде из текста то, что согласуется с их мыслями и чувствами; нужно видоизменить те фразы, которые не подходят по мысли, но подходят по материалу, и добавить, если нужно, что-то сугубо свое;

      д) высказывания учащихся по речевому образцу. Работа ведется во фронтальном режиме (за исключением тех образцов, где указана работа в паре) при обязательном условии: учитель и ученик — речевые партнеры. Это означает, что учитель не должен оставаться равнодушным к тому, что говорит ученик, а реагировать на его высказывание. Причем реакция учителя должна относиться к содержанию высказывания. Что же касается исправления ошибок, то следует обращать внимание только на те ошибки, которые либо часто повторяются, либо искажают смысл; исправлять их следует речевым способом, когда учитель, переспрашивая, подсказывает правильный ответ. В зависимости от сложности образца необходимо отводить время на его обдумывание; спрашивать всегда нужно сначала хорошо успевающих учащихся, предоставляя менее подготовленным возможность еще несколько раз прослушать образец высказывания.

      2.  ЛСС (логико-синтаксическая схема) — это содержательная вербальная опора, направляющая высказывание учащихся в необходимое русло. Каждая ЛСС определяет логическую последовательность фраз в монологическом высказывании. Ни содержание, ни речевой материал высказывания этой опорой никак не регламентируется. ЛСС используется на этапе совершенствования речевых навыков и развития речевого умения (см. Учебник, цикл 2, раздел IV, упр. 4, 8.5); цикл 3, раздел IV, упр. 4; цикл 4, раздел IV, упр. 6 и т. д.).

      С опорой на ЛСС строится связное оценочное высказывание. Учащимся следует объяснить, что при решении речевой задачи они могут комбинировать и трансформировать речевой материал прочитанных текстов. Однако высказывание по ЛСС носит более творческий характер, схема стимулирует учащихся к выражению личного отношения к поставленным проблемам.

      Работа по ЛСС может включать те же действия, что и работа с речевым образцом. Оценочный характер высказываний по ЛСС позволяет организовать дискуссию по поставленной проблеме. Роль учителя заключается в том, чтобы сталкивать разные мнения, комментировать, высказывать свое отношение.

      3.  Функциональные опоры диалогов. Функциональные опоры представляют собой названия речевых функций (задач), расположенных для каждого из собеседников в предположительно необходимой последовательности. Они служат одним из средств обучения тактике диалогического общения. (См. Учебник, цикл 2, раздел V, упр. 7; цикл 4, раздел IV, упр. 4 и т. д.)

      Функциональные опоры в виде речевых функций помогают учащимся в тактическом плане, психологически и в некоторых случаях подсказывают и речевые средства (когда под функцией дается ее вербальное оформление).

      Возможны следующие подготовительные упражнения:

      а)  пояснение названий функций (особенно, если в названии есть незнакомые слова);

      б)  отработка речевых средств для выражения функций.

      Функциональные опоры могут быть даны на карточках для каждого собеседника в полном или усеченном виде: с клише и без них.

      Если необходимо дополнительное упражнение, можно видоизменить ситуацию, что приведет к изменению функциональной модели диалога. Учащиеся могут самостоятельно построить эту модель, а затем уже разыграть диалог.

      Grammar in Focus. Рубрика “Grammar in Focus” представляет собой указание на функциональные и формальные особенности тех грамматических явлений, которые усваиваются продуктивно (см., например, Учебник, цикл 1, раздел III, упр. 8; цикл 2, раздел III, упр. 4; цикл 3, раздел III, упр. 1.4 и др.). Как правило, эти рубрики появляются в III разделе цикла, который посвящен формированию грамматических навыков говорения. В этом разделе идет работа над грамматическими явлениями, которые учащиеся ранее не встречали в рецептивном плане. Однако рубрика “Grammar in Focus” сопровождает и те грамматические явления, которые учащиеся в предыдущих классах усваивали в рецептивном плане, а в 8 классе они овладевают ими в продуктивном плане (Past Perfect, question tags и т. д.).

      Возможны следующие варианты работы.

      1.  Отвечая на данные вопросы, учащиеся ищут в тексте предложения с грамматическими конструкциями, учитель фиксирует эти конструкции на доске, по которым затем учащиеся делают обобщение об их использовании и способах образования. Обращение к рубрике на странице Учебника в этом случае возможно как резюме.

      Сама рубрика помещается после показа функционирования грамматического явления, что дает возможность учащимся, не обращаясь к ней, самостоятельно формулировать правило употребления и образования грамматического явления. Вопросы, помогающие им это сделать, включены в задания к текстам (см., например, цикл 1, раздел III, упр. 8; цикл 2, раздел III, упр. 4 и др.).

      2.  При выполнении упражнений по автоматизации грамматических конструкций учитель решает, какой «квант» информации о данном явлении поможет учащимся избежать ошибок.

      Для формулирования правила образования и использования грамматического явления учащиеся используют рубрику “Grammar in Focus”.

      Пояснения грамматических явлений может сопровождать также комментарий этих явлений в разделе Учебника “Grammar Support”.

      Комментарий в разделе “Grammar Support” может быть задан учащимся на дом как обязательное условие успешного выполнения упражнений на определенное грамматическое явление из Рабочей тетради.

      Word Power. В данной рубрике ведется работа над активной лексикой, а также указывается один из способов словообразования, помогающий учащимся догадаться о значении незнакомого слова. В Учебнике предложены различные упражнения на автоматизацию и употребление новых лексических единиц. Их последовательность (вместе с упражнениями из Рабочей тетради) зависит от сложности упражнений, содержания обсуждаемых проблем, сюжета раздела и т. д. Но в любом случае в первую очередь необходимо убедиться в том, что учащиеся правильно поняли (раскрыли) значение нового слова, научились правильно его произносить.

      В дополнение к упражнениям из Учебника можно предложить следующие:

      —  найти в тексте предложения с данной лексикой, прочитать и высказать свое отношение к событию, факту, описанию (верно ли оно, согласны ли вы с ним, можно ли то же самое сказать о своей родной культуре, о себе, своем городе и т. д.) (см. Учебник, цикл 1, раздел III, упр. 7.2);

      —  высказать свои утверждения, предположения, задать вопросы британцам, связанные с их культурой, или описать что-либо, связанное с родной культурой, со своим опытом и т. д.

      In Your Culture. Задания, включенные в эту рубрику, имеют продуктивный характер. Основная обучающая цель — использование лексического и грамматического материала в новой ситуации. Соотнесение страноведческого материала о Великобритании с корреспондирующими фактами о себе, о своем родном городе, крае способствует более глубокому осознанию и проникновению в культуру своей страны. Некоторые задания имеют содержательные или смысловые опоры в Рабочей тетради, но следует учитывать, что Учебник в силу объективных причин не может отразить всего многообразия жизни нашей огромной страны, поэтому при выполнении задания следует обратить внимание на то, что характерно именно для вашего района, области, края.

      Данные задания могут выполняться в классе и дома. В последнем случае задания приобретают более творческий характер. Учащиеся могут воспользоваться дополнительной справочной литературой, могут обратиться за справками к учителям по другим предметам, чтобы подготовить информацию. В зависимости от глубины освещения содержания эти задания могут выполняться в письменной форме — в виде заметок, писем, проспектов и т. п.

      Надо стремиться к тому, чтобы учащиеся могли не только написать, но и пересказать написанное. Задания могут выполняться как индивидуально, так и в группах.

      Summarizing. Сделать хорошее краткое изложение прочитанного или услышанного — сложное умение, которому надо специально обучать, и обучать постоянно.

      Подготовительные упражнения должны научить учащихся выделять в предложении слова, а в абзаце — предложения, несущие главный смысл, и формулировать основную идею.

      Основное требование при кратком изложении — установить определенный объем изложения. В этом случае учащиеся будут вынуждены отбирать только самое важное.

      Например, см. Учебник, цикл 3, раздел I, упр. 6.2). Задание можно дать для двух групп, одна пишет краткое изложение из 20 слов, другая — из 30.

      Сравнение нескольких кратких изложений одного и того же текста позволяет осознать наиболее типичные ошибки. Проанализировать их можно по следующим критериям.

      The summary is not good because

      a)  it’s too short and the main idea is not expressed,

      b)  it’s too long,

      c)  there are too many details and the key ideas do not stand out,

      d)  the wrong key ideas have been selected,

      e)  the information it contains is wrong.

      Taking Notes. Данные задания сопровождают упражнения в чтении и аудировании (см. Учебник, цикл 1, раздел I, упр. 5.2); цикл 1, раздел II, упр. 7; цикл 2, раздел I, упр. 3 и др.) и являются одной из форм проверки понимания.

      Учащиеся должны уметь:

      —  включать ключевые слова и фразы в свою запись;

      —  предоставлять достаточную информацию для понимания записи;

      —  указывать (где необходимо) источник, откуда сделана запись или взята цитата.

      При выполнении данного задания в первый раз желательно пояснить, какие ключевые слова и какую информацию следует выбирать и почему.

      Запись может быть сделана в виде:

      a)  ключевых слов, выражений (см., например, Учебник, цикл 1, раздел I, упр. 5.2): Rob Wilson — the capital, the people, the landscape, the weather, landmarks, traffic rules);

      б)  целых предложений (абзацев) (см. Учебник, цикл 1, раздел II, упр. 7):

      A Scottish person is proud to be Scottish.

      He thinks the Scots are much nicer than the English.

      Памятка для учащихся по лучшему овладению данным умением представлена в рубрике “Learning to Learn” в Книге для чтения.

      Guided writing. Желательно сначала любое подобное задание сделать устно с целым классом. Некоторые предложения учитель может дать записать на доску, а затем стереть их, прежде чем учащиеся самостоятельно начнут писать.

      Эти задания могут выполняться индивидуально, но проверяться в парах, или выполняться в парах (небольших группах), а проверяться иным способом.

      После выполнения любого письменного задания его можно проверить следующим образом:

      —  сначала сами учащиеся проверяют свою работу;

      —  затем учащиеся могут проверить работу друг друга: чужие ошибки заметить легче, чем свои;

      —  затем работа проверяется учителем.

      Creative writing. К данному типу относятся те задания, в которых учащиеся самостоятельно определяют содержание и форму того, что следует написать (см., например, Учебник, цикл 1, раздел “For Fun and Profit”, I, упр. 2.2: Describe your own town or region).

      В данном случае учащиеся могут избрать форму письма зарубежному сверстнику, буклета о своем родном городе, подобрать видовые открытки и сделать к ним подписи и т. д. Задача учителя — возбудить фантазию учащихся, не сдерживать никаких проявлений творчества, а, наоборот, подсказать учащимся, может быть, даже обсудить с ними вместе, в какой форме может быть сделано это задание. Главное — не сколько, а что и как написано.

      Что касается содержания, то необходимо обратить внимание учащихся на то, что в Учебнике в данном разделе имеется достаточно речевых средств для выражения своих мыслей.

      Чтобы убедиться в этом, нужно обратиться к тексту, на основе которого сформулировано задание (см. цикл 1, раздел “For Fun and Profit”, I, упр. 2.1).

      Два высказывания о своих родных местах содержат большое количество лексических единиц и сочетаний, грамматических конструкций, которые могут быть взяты в чистом виде для описания своего города. Учащиеся должны внимательно прочитать высказывания и подчеркнуть (выписать) нужное. Некоторые лексические единицы не подойдут, но их можно заменить на синонимы, перифразировать отдельные места высказывания и т. д.

      Следующим шагом может быть обращение к другим материалам Учебника, связанным с этой темой (см., например, цикл 1, раздел I, упр. 5).

      И наконец, следует поощрять любое привлечение дополнительных источников, обращение к справочной литературе для выполнения подобных заданий.

      Возможно, не все учащиеся будут придерживаться данной последовательности при выполнении таких заданий, но все должны понимать, что это задание творческое.