3.1.3. Этап развития речевого умения
V и VI разделы цикла преследуют цель научить учащихся общаться. В V разделе учащиеся обучаются конкретным умениям, например, спрашивать, задавать вопросы, касающиеся культуры страны изучаемого языка, переспрашивать, уточнять и т. д. В VI разделе в новых ситуациях еще раз прокручивается материал данного и предыдущих циклов. Работа проходит следующим образом.
1. Презентация / пояснение материала происходит на аутентичных текстах диалогического характера. Учащимся предлагается прочитать или прослушать диалог и обратить внимание на то, как британцы поступают и говорят в различных ситуациях. При этом подчеркивается то явление, которое является новым в данном цикле.
Учащиеся по наводящим вопросам могут самостоятельно выделить то особенное, что отличает поведение или речь британцев, или, обращаясь к Cultural Note, прочитать об этом.
2. Упражнения по развитию умения общаться. Здесь создаются условия, при которых учащиеся вынуждены использовать отрабатываемый материал. При этом необходимо обращать внимание, чтобы и поведение учащихся соответствовало тем нормам, которые приняты в Великобритании.
VI раздел цикла не нуждается в комментариях, так как этот раздел каждого цикла имеет свой сценарий и свою организацию. При проведении этих уроков очень важно правильно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников.
Авторы сочли возможным воспользоваться материалами, любезно предоставленными Джейн Майлз, главным редактором издательства “Mary Glasgow Magazines”, накопившей богатый опыт в области обучения, основанного на активной деятельности обучаемых (activity based learning). (См. Книгу для учителя к учебнику английского языка для 6 класса, с. 17—19.)
Развитие умения читать как основная цель реализуется в Книге для чтения, состоящей из 5 циклов, каждый из которых соотносится с соответствующим циклом Учебника.
Каждый цикл состоит из 2 разделов (А, С) и домашнего задания (В), которое, в свою очередь, может иметь два или три подраздела (B1, В2, В3), что обеспечивает право учащихся на выбор материала для чтения по своему желанию, интересам. Схема в Приложении I показывает последовательность прохождения разделов из Учебника и Книги для чтения и место проверки домашнего чтения в рамках каждого цикла.
Содержательную основу материалов для чтения составляют отрывки из художественных произведений, связанных с современными или историческими событиями, произведения поэтического жанра, а также отрывки из художественно-публицистических, научно-популярных статей, письма, словарные статьи, таблицы, графики и другие материалы, которые расширяют объем подтекста художественных текстов. Это происходит за счет того, что данные материалы либо обогащают характеристику главных героев, либо расширяют представление о месте и времени происходящих событий и способствуют более глубокому пониманию той общественно-политической, культурной ситуации, в которой живут и действуют герои произведений. Включение материалов фактического характера способствует также удовлетворению познавательных интересов учащихся, расширяет их кругозор, углубляет знания о стране изучаемого языка в различные периоды ее истории.
В разделах А и С имеются упражнения, направленные на обучение: а) пониманию на уровне значений слов, идей, прямо выраженных в тексте (уровень буквального понимания); б) пониманию того, как идеи соотносятся друг с другом (уровень смысла); в) пониманию идей, эксплицитно выраженных в тексте (уровень замысла автора).
Перечень умений читать (reading and thinking skills), развиваемых в каждом цикле, можно найти в разделе “Reading” в Map of textbook “English 8”.
Рубрика “Word Power” сопровождает упражнения, направленные на совершенствование лексических навыков чтения. В некоторых случаях она призвана привлечь внимание к тому или иному способу словообразования, помогающему учащимся догадаться о значении незнакомых слов. Главная задача данной рубрики — способствовать расширению потенциального словаря учащихся.
Рубрика “Grammar in Focus” акцентирует функциональные и формальные признаки новых, впервые встречающихся грамматических явлений, а также в отдельных случаях является опорой для выполнения упражнений по автоматизации грамматических навыков чтения и говорения.
Памятка “Learning to Learn” раскрывает суть конкретного умения читать, которое развивается с помощью различных упражнений в каждом разделе.
Исходя из принципа комплексного подхода к обучению всем видам речевой деятельности, в данных разделах предлагаются также упражнения по обучению аудированию, говорению и письму.
Развитие умения аудировать ограничено целью извлечения конкретной информации в упражнениях по проверке догадок и предположений учащихся.
Упражнения по совершенствованию навыков письма (guided writing) — это те, в которых учащиеся выписывают что-либо из текста, списывают текст, заполняют таблицы и т. д.
Упражнения творческого характера по развитию умения писать (creative writing) составляют суть заданий, в которых учащиеся должны прореагировать на извлеченную из текстов информацию (write smth in a new form, write a poem, draw and label и т. д.).
Развитие речевого умения осуществляется на основе высказывания отношения к прочитанному и к соответствующим явлениям родной культуры.
При организации домашних заданий (раздел В) следует иметь в виду, что данные разделы предлагают учащимся материал на выбор, т. е. учащиеся могут по своему желанию прочитать тексты и сделать упражнения, относящиеся к одному подразделу (B1, B2 или B3), и что данные разделы содержат материал развлекательного характера и не содержат упражнений (reading for fun).
- Предисловие
- 1. Общая характеристика умк для 8 класса
- 2. Цели и задачи обучения иноязычной культуре в 8 классе
- 2.1. Познавательный аспект
- 2.2. Учебный аспект
- Раздел V всех циклов посвящен развитию конкретных умений общаться, а раздел VI — развитию умения общаться в целом.
- 2.3. Развивающий аспект
- 2.4. Воспитательный аспект
- 3. Организация процесса коммуникативного обучения иноязычной культуре в 8 классе
- 3.1. Этапы овладения речевым материалом
- 3.1.1. Этап формирования навыков
- 3.1.2. Этап совершенствования речевых навыков
- 3.1.3. Этап развития речевого умения
- 4. Описание технологии основных видов работ
- 4.1. Подготовка учителя к работе над циклом уроков
- 4.2. Подготовка учащихся к усвоению содержания уроков цикла
- 4.3. Технология видов работ при обучении чтению и аудированию
- 4.4. Технология видов работ при обучении говорению и письму
- 4.5. Технология обучения через сотрудничество
- 4.6. Учет личностных свойств ученика
- 4.7. Технология контроля речевых умений учащихся
- 5. Рекомендации по взаимосвязанному использованию разделов учебника и остальных компонентов умк
- 6. Рекомендации к циклам уроков учебника
- 7. Рекомендации к урокам книги для чтения
- Обучение чтению: взаимосвязь Учебника и Книги для чтения
- Тексты и рекомендации для контроля умения читать и аудировать