logo
130- Английский язык 8кл_Книга для учителя_Кузо

4.6. Учет личностных свойств ученика

      Одним из принципов коммуникативного обучения ИК является принцип индивидуализации. Он предполагает учет и использование в процессе обучения личностных свойств учащихся: личного опыта, контекста деятельности, интересов и склонностей, эмоций и чувств, мировоззрения, статуса в коллективе. Все это позволяет вызвать у учащегося истинную мотивацию (как общую коммуникативную, так и ситуативную) и интерес к учебной деятельности.

      В Учебнике имеются два вида упражнений, связанных с переносом на личность учащегося.

      Первый вид упражнений предполагает оценку, высказывание своего мнения по поводу прочитанного, услышанного. Такие задания имеются в каждом уроке и формулируются они так: What do you think about it? Is he (she) right, do you think? Why do you think so? Do you like how ...?

      Если оценивается нравственно-этическая ситуация, то, конечно, подобные задания можно адресовать любому школьнику и каждый может высказать свое отношение. Но если предмет обсуждения имеет личностный смысл, т. е. каким-то образом соотносится с интересами учащихся, с личным опытом, с контекстом деятельности, то высказывание будет заинтересованным, содержательным у того, кто имеет подобные интересы, опыт, контекст деятельности. Поэтому, чтобы обсуждение было аргументированным, интересным для учащихся, перед уроком необходимо продумать, к кому из учеников можно в первую очередь обратиться с тем или иным вопросом.

      Обсуждение может принять и более дискуссионный характер, когда вы столкнете разные точки зрения учащихся. Это даст возможность привлечь как можно больше учащихся к обсуждению. Каждый учащийся может согласиться или опровергнуть чье-то мнение, привести пример из своего личного опыта, из жизни своих друзей, класса.

      При выполнении подобных заданий особое внимание следует обратить на оценку таких явлений, событий, человеческих качеств, занятий детей, которые выявляют особенности поведения, образа жизни, мышления детей англоязычных стран. Знакомство с жизнью и занятиями детей Великобритании, США может заставить российских школьников по-другому взглянуть на то, что они делают и как поступают сами.

      Упражнения второго вида предполагают высказывания учащихся о самих себе.

      Эти упражнения предполагают ответ учащихся на вопрос, вынесенный в название урока. С одной стороны, подобные задания подготовлены в содержательном и речевом плане. Ведь на этот же вопрос отвечали и английские дети в данном разделе. Они рассказывали о том, что раскрывает содержание данной темы (проблемы, ситуации). Поэтому их рассказы могут быть речевыми образцами для учащихся. Но, с другой стороны, особенности культуры, контекста деятельности российских учащихся, несомненно, вызовут изменения в содержании высказывания и, следовательно, необходимость использования реалий их родной культуры.

      Чтобы учащиеся могли справиться с подобными заданиями, необходимо предусмотреть, какое новое содержание может быть включено в данный цикл, ведь Учебник в силу объективных причин не может в должной мере отразить событие, которое происходит в жизни определенного ученика, конкретного класса, города нашей страны в каждый данный момент обучения. Хорошо зная то, чем увлекаются ваши учащиеся, в каких мероприятиях они принимают участие, что происходит в вашем городе (селе), учитель может давать учащимся задания (домашние в том числе), которые побуждали бы их высказываться о том, чем они действительно интересуются, занимаются и т. д. Выполнение таких заданий требует обращения к словарю, достаточного времени на подготовку.

      Таким образом, каждый учащийся имеет возможность говорить именно то, что он думает по данному вопросу. Если же необходимых для него слов не окажется в цикле, ученик может запросить их. Такое явление нужно всячески поощрять, так как это расширяет индивидуальный лексический запас. Запрошенные слова ученики запоминают прочнее всех других.