logo
кулакова 1

6. Роль и место внеклассного чтения в подготовке школьника-читателя (система н.Н. Светловской)

Подготовка осуществляется в три этапа: подготовительный, начальный и основной.

На подготовительном этапе дети приучаются к ежедневному общении с книгой, получают минимум знаний и умений для дальнейшего обучения: учатся вслушиваться в прочитанное, запоминать его, выделять существенные детали, рассматривают обложку, выделяют иллюстрации и подписи, находят названия книг, автора. Учитель должен следить за наличием достаточного фонда книг.

На начальном этапе дети приучаются индивидуально без посторонней помощи настраиваться на предстоящее самостоятельное чтение незнакомой книги, по иллюстрациям и названию определять, о чём эта книга, не отвлекаться во время чтения, представлять прочитанное, рассказывать о чём прочёл, обсуждать основную мысль. Необходимо моральная поддержка детям при самостоятельном чтении, так как навык чтения ещё не совершенен.

На основном этапе формируется свойства, характеризующие обученного читателя. Дети учатся просматривать ряд книг по предложенной теме, выбирать материал, соответствующий цели занятия, читают и готовятся к ответу, используя всё самое интересное, важное, доказательное, составляющую картотеку прочитанного. С возрастом повышается и уровень самостоятельности в работе с книгой. Дети читают не только предложенное, но и дополнительно то, что интересует. При оценке продвижения учащихся в отношении читательской самостоятельности учитывается:

  1. правильность и мотивированность ориентировки учащихся в книге и книгах, читательский кругозор.

  2. полнота, точность, эмоциональность выводов и суждений о прочитанном, умении опереться при ответе на текст, иллюстрацию, прежний опыт.

  3. общественная польза, которую учащийся приносит как читатель (участие в создании классной библиотеки, помощь товарищам при работе с книгой, чтение книг малышам)