logo
кулакова 1

71. Содержание и организация геометрического образования младших школьников.

Геометрия – это наука и область знания о мире. Форма и пространство, пространство и время – это способы существования материи. Для развития пространственного мышления и изучения геометрии явл-ся этап, связанный с ориентацией в пространстве. Если мысленно представлять параллел-ед или треугольную пирамиду, то этот процесс можно описать как «мысленное бегание вокруг» фигуры или ее вращение, т.е. мы как бы видим фигуру со всех сторон.

Геометрия – это наука о форме и пространственном расположении тел и пространст-ых отношениях, о других отношениях и формах, сходных с пространств-ми.

История возникновения и развития геометрии (первые человеческие знания, причины их возникновения, проблемы и вопросы, ответом на кот. явилось геометр-ое тело; геометрия Евклида – планиметрия, стереометрия. Современные разделы геометрии – Евклидова, проективная, геометрия преобразования, аналитическая геометрия, Аффинная. Для возникновения и развития представлений о форме и пространстве у дошкольников, воспитатель должен дать детям представление о том, что формы могут быть разных размеров. Ориентируясь в пространстве, дети должны уметь определять положение того или иного предмета по отношению к себе. Например, впереди – сзади; слева – справа, вверху – внизу, далеко – близко. В последнее время многими авторами поднимается вопрос о реализации культурно-развивающей функции математики, в том числе и геометрии как средства обучения. Но современные образовательные системы пока эту функцию геометрии при обучении младшие школьников реализуют слабо.

Геометрия является одной из наиболее логически структурированных и обустроенных наук. Поэтому обучение геометрии имеет большие возможности в формировании у детей способности строить мини-математические теории, логически упорядочивая и расширяя некоторый набор взаимосвязанных фактов. Например, сравнивая плоские различные фигуры, дети построили такую цепочку рассуждений: «Если есть фигуры без углов – «безугольники», то могут быть фигуры с углами ». Интеграция геометрии с другими предметами – это необходимое условие более качественного, смыслового образования младших школьников; это средство формирования у учащихся целостного восприятия мира. Так, изучая симметрию и асимметрию в начальной школе, мы можем эстетически развивать детей, обучая их видеть красоту окр. мира: природы, здания, а также узора, картины. С помощью линий, например на ИЗО, дети учатся составлять узоры; на уроках худ. труда украшают изделия из линий, вышивают; на уроках русского языка графически изображают предложения, слова, слоги (с помощью линий, прямоугольников, квадратиков).