51. Формы контроля знаний школьников на уроках литературы.
Контроль знаний, умений и навыков, учащихся при изучении литературы так же необходим, как при обучении любой школьной дисциплины: в постоянном и систематическом учете реализуется обратная связь, дающая оперативную информацию об уровне знаний, степени формирования умений, о темпах продвижения каждого ученика в процессе обучения, о самом протекании этого процесса. Кроме контроля, учет несет обучающую и воспитывающую функции. К устным ответам учеников называется: - знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного материала, - умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, - понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения, - знание теоретико-литературных понятий, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно, - речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения. В соответствии с членением изучаемого материала на литературные темы и учебного процесса на четверти и полугодия учет бывает текущим и итоговым. Текущий учет ведется на каждом уроке в течение изучении темы: учитывается и фиксируется любая деятельность учащихся – их участие в коллективной работе класса, выполнение групповых и индивидуальных заданий, результаты классной и домашней подготовки. Основная функция текущего контроля – обучающая. Итоговым учетом именуют проверку обобщающих знаний изученной темы. Он осуществляется на заключительных занятиях по теме или в виде контрольных работ и зачетов по итогом четверти, полугодия и учебного года. Оба вида учета – текущий и итоговый – осуществляется и в устной и в письменной форме. Традиционно часть урока, осуществляющую функцию учета, именуют опросом. Опрос, как всякое педагогическое действие, включает содержательный, операционный и мотивационный аспекты. Содержательный аспект – рассмотрение того, что опрашивается, операционный – как методически организуется опрос и мотивационный – с какой целью он проводится. Содержанием опроса являются как знания, так и умения учащихся; это комплексное выявление уровня подготовки учащихся, чаще всего в устной форме (термин говорит о том, что ученик опрашивается), но и в письменном ответе может выявиться то, что усвоил ученик, изучая предмет. Здесь выделяются 2 вида опроса: индивидуальный опрос, когда опрашивается конкретный ученик, докладывающий результаты своей работы (устный пересказ, ответ на вопросы, репродукция учебника, выразительное чтение и т. п.), и фронтальный опрос, когда в освещении вопроса участвуют большое количество учащихся класса. В этом случае ответы учеников менее глубоки и обстоятельны, чем при индивидуальном опросе, однако подобный вид опроса охватывает большое количество учеников и позволяет убедиться в качестве подготовки всего класса. Данные учета фиксируются отметкой, являющейся оценкой деятельности ученика. Пятибалльная система оценок. У домашнего задания по литературе выделяют 2 стороны: закрепление материала урока и опережающее задание, выражающееся, как правило, в указании текста (главы, стихотворений, эпизодов), который нужно прочитать к следующему уроку. Типы домашних заданий (по источнику материала) могут быть обозначены как: - задания по тексту изучаемого произведения (ответы на вопросы, пересказы различных видов, наблюдение над языком, самостоятельный анализ), - задания по учебнику (чтение раздела, план параграфа, тезирование статьи, ответы на вопросы, определение теоретического понятия), - задания, обращающие к дополнительной или критической литературе (этот тип относится к урокам внеклассного чтения и урокам в старших классах). В отличие от итогового учета, который проводит учитель по результатам изучения темы или проводя итоги четверти, полугодия или учебного года (в этом случае итоговый учет иногда называют контрольной работой), имеет место и собственно контрольный учет, проводимый и организуемый администрацией школы и органами народного образования. Он осуществляется в виде контрольных работ, тесты которых предъявляются школе отделами народного образования или Министерства просвещения республики, и в экзаменах по предмету (устных и письменных) выпускных классах школы. Контрольный учет направлен не только на проверку уровня ученической подготовки, но и осуществляет функции контроля работы учителя.
т высказывать свою точку зрения, делать обобщения, т.е. мыслить и рассуждать. В старших классах наиболее целесообразно _ дни литературы, олимпиады, читательские конференции, литературные вечера на более сложном литературном материале. Традиционными формами внеклассной работы являются работы кружков, утренников, вечеров, дней литературы, литературных фестивалей, олимпиад. Всю внеклассную работу можно объединить в 3 группы: а. индивидуальная работа со школьниками, б. групповые занятия, в. массовые мероприятия. К наиболее распространенным видам работы по внеклассной работе относятся беседы по текстам, индивидуальные консультации при написании заметок в стенгазету, при выборе произведений для участия в конкурсе чтецов, при изготовлении наглядных пособий, при подготовке номеров художественной самодеятельности. Составляются кружки, общества, клубы, которые идут продолжительное время. Работа кружков сопровождается выпуском газет, бюллетеней. Как итог проводятся олимпиады, вечера, дни литературы. Организуются музеи, выставки. Кружок по литературе может сместить в себя знакомство с произведениями, как с классными, так и с новыми, обучение выразительному чтению стихов и прозы, подготовка к инсценировке, обсуждение членов кружка. Требования к отбору материала в кружках: - тематика занятия должна соответствовать названию и содержанию кружка, - сообщаемая информация должна иметь практическую ценность, - тематика внеклассных занятий должна соответствовать тематике уроков литературы. Организовывать работу в кружке целесообразно с помощью занимательных игр, задач, ребусов, кроссвордов, заучивание стихов, песен, выписывание пословиц, поговорок, изречений, составление тематических альбомов, работа над газетным материалом.
- 1. Теория и методика обучения литературе как научная дисциплина. Ее предмет, содержание и методы исследования.
- 2. Зарождение литературы как учебного предмета. Значение прогрессивных идей XIX века в развитии отечественной методической науки (ф. И, Буслаев, в. Я. Стоюнин)
- 5. Литература как учебный предмет в современной средней школе.
- 6. Содержание и структура курса литературы. Дискуссии о преподавании литературы.
- 7. Задачи изучения литературы в школе.
- 8. Общедидактические, литературоведческие и методические принципы обучения литературе в школе.
- 9. Методы и приемы преподавания литературы в школе. Классификация методов обучения литературе.
- 10. Взаимосвязь методов при изучении литературы.
- 11. Этапы литературного развития учащихся, их взаимосвязь от возрастных особенностей.
- 12. Первый этап литературного образования учащихся. Задачи и содержание курса литературы в средних классах.
- 13. Основные этапы изучения литературных произведений в школе.
- 14. Вступительные занятия, их функции и специфика проведения в средних и старших классах. Содержание и методы работы.
- 15. Чтение литературных произведений школьниками как социальная, психологическая и методическая проблема. Изучение и проблемы развития читательских интересов школьников.
- 16. Периоды развития читателя-школьника. Виды чтения, целесообразность их использования в средних и старших классах.
- 17. Чтение и средства массовой информации. Организация чтения произведений школьниками в классе и дома.
- 18. Выразительное чтение на уроках литературы.
- 19. Комментированное чтение. Виды комментариев на уроках литературы
- 20. Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения. Своеобразие школьного анализа. Взаимосвязь восприятия и анализа литературных произведений в школе.
- 21. Эволюция анализа литературного произведения в школе. Типы анализа. Основные принципы школьного анализа.
- 22. Целостность и проблемность анализа литературного произведения в школе. Содержание и элементы анализа художественных произведений в средних классах.
- 23. Анализ и интерпретация, их соотношение и целесообразность взаимодействия на уроках литературы в средних и старших классах.
- 24. Особенности лингвостилистического анализа в школе.
- 25. Методика проведения заключительных занятий по изучению монографической темы.
- 26. Второй этап литературного образования школьников. Методология и система курса на историко-литературной основе. Основные особенности и трудности преподавания литературы в старших классах.
- 28. Особенности планирования монографических тем. Этапы изучения монографической темы в старших классах. Место уроков-лекций, уроков-семинаров, уроков-зачетов в структуре монографической темы.
- 29. Изучение биографии и творческого пути писателя. Отбор материала. Активизация деятельности школьников. Использование наглядных пособий.
- 30. Методика изучения литературно-критических статей в старших классах.
- 31. Восприятие и изучение школьниками художественных произведений в их родовой специфике.
- 32. Особенности изучения лирических произведений на уроках литературы. Развитие творческого воображения учащихся. Обогащение эмоционального мира учащихся.
- 33. Специфика изучения эпических произведений на уроках литературы. Использование сценической истории спектакля, кинофрагментов. Творческая деятельность школьника-читателя и школьника-зрителя.
- 34. Изучение драматических произведений на уроках литературы. Использование сценической истории спектакля. Кинофрагментов. Творческая деятельность школьника-читателя и школьника-зрителя.
- 35. Проблемы взаимосвязанного изучения русской и зарубежной литератур в школе.
- 36. Развитие устной и письменной речи учащихся в системе литературного образования. Словарная работа на уроках литературы, речевая деятельность учащихся.
- 37. Работа над пересказом. Подготовка докладов и сообщений учащимися.
- 38. Обучение школьников изложение и сочинениям.
- 39. Подготовка к написанию сочинений. Анализ сочинений.
- 40. Основные цели литературного творчества школьников. Жанры литературного творчества.
- 41. Значение теоретико-литературных понятий в литературном образовании школьников. Специфика изучения теоретико-литературных понятий в средних классах.
- 42. Принципы формирования теоретико-литературных понятий в школе. Последовательность в изучении теоретико-литературных понятий в старших классах.
- 43. Теоретико-литературные понятия в школьных программах по литературе (под ред. А. Г, Кутузова, и т. Ф. Курдюмовой).
- 44. Специфика изучения теоретико-литературных понятий в старших классах.
- 45. Способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках литературы.
- 46. Учитель литературы и основные требования к нему. Творческий характер деятельности учителя литературы. Формы общения на уроках литературы. Дискуссии, диалоги.
- 47. Технология современного урока литературы. Сочетание общих, групповых и индивидуальных заданий. Игры, диалоги и «круглые столы» в классе.
- 48. Методика подготовки и проведения урока внеклассного чтения в школе. Подготовка учащихся, активизация их познавательной деятельности, использование смежных видов искусств.
- 49. Межпредметные связи на уроках литературы.
- 50. Наглядность и тсо, их роль в организации преподавания литературы в школе. Кабинет литературы.
- 51. Формы контроля знаний школьников на уроках литературы.