18. Выразительное чтение на уроках литературы.
Один из основных инструментов современного учителя – интонация. Интонация основывается на так называемой выразительной триаде. Выразительная триада в свою очередь, состоит из 1. техники речи, 2. логики чтения, 3. эмоционально-образной выразительности. Разрабатывая методические аспекты выразительного чтения, педагоги опираются на работы К. С, Станиславского, Г. В. Артоболевского, В. Н. Аксенова и др. выразительное чтение – основа всякого анализа литературы. С него должно начинаться текстуальное изучение всякого произведения. Этот элемент анализа невозможно заменить ни драматизацией, ни прослушиванием аудиозаписей с голосами авторов или артистов. Однако задача учителя заключается не только в том, чтобы самому овладеть техникой выразительного чтения: крайне важно, чтобы элементами выразительного чтения овладели ученики. Передавая различные эмоции, настроения героев во время чтения вслух или по «ролям», они зачастую стесняются собственного голоса, бывают скованными, слишком сдержанными в передаче интонационного рисунка речи. По мнению В. Г. Маранцмана, обучение школьников выразительному чтению должно проходить в несколько этапов: 1. Пробуждение чувств, 2. Выявление авторской позиции, 3. Вживание в ситуацию произведения, 4. План чтения и техника произнесения Выразительное чтение — один из сложных видов художественной интерпретации текста, призванный «освобождать слова из плена». 1. Пробуждение чувств. Всякая эстетическая деятельность оказывается результатом переполненности чувствами, желания открыть их другим и освободиться от той стесненности, которая сопровождает напряжение чувств и кипение мыслей. Чувство, очевидно, в первом случае играет роль разведчика, во втором — судьи, оценивающего услышанное и помогающего совершить выбор. И в том и в другом случае чувство оказывается связанным с действиями на границе интуиции и сознания. Поэтому важно, чтобы произведение, которое мы предназначаем для выразительного чтения учеников, при первой встрече вызвало взволнованность и удивление. Взволнованность может быть поддержана созданием «установки» (Д. Н. Узнадзе) на чтение, развертыванием фона восприятия, который соответствует появлению личных читательских ассоциаций. Вместе с тем произведение искусства, предъявленное классу, не должно оставлять ученика в рамках привычных представлений и служить лишь для воспоминаний читателя. Некая неожиданность, открытая в произведении, именно непривычностью своей должна заинтересовать читателя, пробуждать стремление проникнуть в загадки текста. Пробуждение чувств на первой стадии исполнительского анализа, таким образом, приводит к возникновению вопроса, ведущего к анализу текста произведения. 2. Выявление авторской позиции. Поиски авторской позиции в произведении чтецом и родственны, и отличны от научного, литературоведческого анализа. Важно уметь вовремя забыть всю свою историческую эрудицию, чтобы остаться наедине с текстом и извлечь из него максимум возможного… Историки литературы, как правило, дают нам очень мало. Они изучают текст с другой целью, и у них почти невозможно найти ответ на вопрос о том, как прочесть данную строчку». Конечно, литературоведы проявляют авторскую позицию в анализе стиля, композиции произведения, сравнения вариантов текста. Но всестороннее рассмотрение самого течения текста редко, хотя это не природный, а временный недостаток литературоведения. Вместе с тем литературовед не может ограничить своей работы рамками текста. Внетекстовой материал проверяет и контролирует выводы, полученные при анализе произведения, позволяет сопрягать их с историей литературы и общественной жизни. Чтецу же важно выявить логику движения текста «на глазах» публики. Поэтому, не отбросив, а как бы преодолев влияние внетекстовых источников информации, исполнитель черпает свои доводы из самого текста, и в этом совпадает со школьником, которому внетекстовая информация часто недоступна. Школьный анализ литературного произведения в этом своем свойстве, как и во многих других, сходен с художественными интерпретациями литературного текста. 3. Вживание в ситуацию произведения. О «ленте» видений много писали, акцентируя необходимость для чтеца не только верно уловить авторский смысл произведений, но и конкретизировать его в собственном воображении, подключая те жизненные свои впечатления, которые уместны в предполагаемых автором обстоятельствах. Однако эта работа бесконечно трудна, так как нахождение в собственном жизненном опыте образных эквивалентов текста бывает заторможено и происходит в стилистически ином и эмоционально отличном от авторской интонации ключе. С. В. Шервинский справедливо писал, что бесконтрольная привычка к актерскому, конкретному изображению вредна чтецу. В лирике же реализация лица, от которого произносится читаемое, принципиально невозможна. «В основе актерского воображения лежит создание иллюзорной реальности». Поэт же, как и чтец, «черпает из запаса памяти, а не живет реальностью мгновенья». Сливаясь с автором, чтец оказывается также в мире памяти. В этом коренное отличие двух воображений: действительность в иллюзии (на сцене) и действительность, реализованная в памяти (у поэта и чтеца). Образы поэтической памяти существуют где-то в пространстве неопределенном…; условная локализация образа памяти имеет место в исполнительском искусстве чтеца». Лирика, действительно, рассчитана на извлечение из памяти чтеца, читателя вообще впечатлений, родственных мотивам стихотворения, но излишняя конкретизация образов лирики обытовляет поэтический текст и грозит подменой автора читателем. 4. План чтения и техника произнесения. Раскрытие на предыдущих этапах исполнительского анализа эмоциональных и смысловых основ произведения еще не гарантирует, что чтение будет пронизано ими. Нужна и непосредственная, прямая подготовка к исполнению. Прежде всего, важно определить смену интонаций, продиктованную общим движением мысли произведения. Такую работу мы обычно называем составлением «партитуры чувств». Как в музыкальной партитуре означены мелодии, «их соединенье, сочетанье» (Тютчев), так и в «партитуре чувств» мы намечаем тональность чтения частей произведений, характер интонирования фраз. Наблюдения за ритмикой стиха и расстановка логических ударений, попытка в произнесении фразы осуществить намеченную интонацию составляют существо работы на последнем этапе исполнительского анализа. Выразительное чтение обычно оказывается итогом анализа, попыткой осуществить его результаты в эстетической деятельности, однако выразительное чтение способно выполнять и иные функции. По тому, как ученик прочел текст, можно судить о характере первоначального восприятия. Задача подготовки выразительного чтения может стать, в сущности, приемом анализа произведения. Широкая разработанность этого вопроса в методике преподавания литературы (М. А. Рыбникова, Е. В. Язовицкий, М. Г. Качурин, Р. Р. Майман и др.) позволяет учителю разнообразно использовать выразительное чтение в практике работы. Выразительное чтение, помимо всех его учебных достоинств, важно для нас в широком педагогическом смысле. Чтение вслух, для класса, приучает к культуре выражения чувств, дает ученику радость эстетической формы переживания. Этот прием работы оказывается одним из путей к искусству общения.
- 1. Теория и методика обучения литературе как научная дисциплина. Ее предмет, содержание и методы исследования.
- 2. Зарождение литературы как учебного предмета. Значение прогрессивных идей XIX века в развитии отечественной методической науки (ф. И, Буслаев, в. Я. Стоюнин)
- 5. Литература как учебный предмет в современной средней школе.
- 6. Содержание и структура курса литературы. Дискуссии о преподавании литературы.
- 7. Задачи изучения литературы в школе.
- 8. Общедидактические, литературоведческие и методические принципы обучения литературе в школе.
- 9. Методы и приемы преподавания литературы в школе. Классификация методов обучения литературе.
- 10. Взаимосвязь методов при изучении литературы.
- 11. Этапы литературного развития учащихся, их взаимосвязь от возрастных особенностей.
- 12. Первый этап литературного образования учащихся. Задачи и содержание курса литературы в средних классах.
- 13. Основные этапы изучения литературных произведений в школе.
- 14. Вступительные занятия, их функции и специфика проведения в средних и старших классах. Содержание и методы работы.
- 15. Чтение литературных произведений школьниками как социальная, психологическая и методическая проблема. Изучение и проблемы развития читательских интересов школьников.
- 16. Периоды развития читателя-школьника. Виды чтения, целесообразность их использования в средних и старших классах.
- 17. Чтение и средства массовой информации. Организация чтения произведений школьниками в классе и дома.
- 18. Выразительное чтение на уроках литературы.
- 19. Комментированное чтение. Виды комментариев на уроках литературы
- 20. Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения. Своеобразие школьного анализа. Взаимосвязь восприятия и анализа литературных произведений в школе.
- 21. Эволюция анализа литературного произведения в школе. Типы анализа. Основные принципы школьного анализа.
- 22. Целостность и проблемность анализа литературного произведения в школе. Содержание и элементы анализа художественных произведений в средних классах.
- 23. Анализ и интерпретация, их соотношение и целесообразность взаимодействия на уроках литературы в средних и старших классах.
- 24. Особенности лингвостилистического анализа в школе.
- 25. Методика проведения заключительных занятий по изучению монографической темы.
- 26. Второй этап литературного образования школьников. Методология и система курса на историко-литературной основе. Основные особенности и трудности преподавания литературы в старших классах.
- 28. Особенности планирования монографических тем. Этапы изучения монографической темы в старших классах. Место уроков-лекций, уроков-семинаров, уроков-зачетов в структуре монографической темы.
- 29. Изучение биографии и творческого пути писателя. Отбор материала. Активизация деятельности школьников. Использование наглядных пособий.
- 30. Методика изучения литературно-критических статей в старших классах.
- 31. Восприятие и изучение школьниками художественных произведений в их родовой специфике.
- 32. Особенности изучения лирических произведений на уроках литературы. Развитие творческого воображения учащихся. Обогащение эмоционального мира учащихся.
- 33. Специфика изучения эпических произведений на уроках литературы. Использование сценической истории спектакля, кинофрагментов. Творческая деятельность школьника-читателя и школьника-зрителя.
- 34. Изучение драматических произведений на уроках литературы. Использование сценической истории спектакля. Кинофрагментов. Творческая деятельность школьника-читателя и школьника-зрителя.
- 35. Проблемы взаимосвязанного изучения русской и зарубежной литератур в школе.
- 36. Развитие устной и письменной речи учащихся в системе литературного образования. Словарная работа на уроках литературы, речевая деятельность учащихся.
- 37. Работа над пересказом. Подготовка докладов и сообщений учащимися.
- 38. Обучение школьников изложение и сочинениям.
- 39. Подготовка к написанию сочинений. Анализ сочинений.
- 40. Основные цели литературного творчества школьников. Жанры литературного творчества.
- 41. Значение теоретико-литературных понятий в литературном образовании школьников. Специфика изучения теоретико-литературных понятий в средних классах.
- 42. Принципы формирования теоретико-литературных понятий в школе. Последовательность в изучении теоретико-литературных понятий в старших классах.
- 43. Теоретико-литературные понятия в школьных программах по литературе (под ред. А. Г, Кутузова, и т. Ф. Курдюмовой).
- 44. Специфика изучения теоретико-литературных понятий в старших классах.
- 45. Способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках литературы.
- 46. Учитель литературы и основные требования к нему. Творческий характер деятельности учителя литературы. Формы общения на уроках литературы. Дискуссии, диалоги.
- 47. Технология современного урока литературы. Сочетание общих, групповых и индивидуальных заданий. Игры, диалоги и «круглые столы» в классе.
- 48. Методика подготовки и проведения урока внеклассного чтения в школе. Подготовка учащихся, активизация их познавательной деятельности, использование смежных видов искусств.
- 49. Межпредметные связи на уроках литературы.
- 50. Наглядность и тсо, их роль в организации преподавания литературы в школе. Кабинет литературы.
- 51. Формы контроля знаний школьников на уроках литературы.