21. Эволюция анализа литературного произведения в школе. Типы анализа. Основные принципы школьного анализа.
Анализ литературного произведения в школе представляет собой эволюционирующее, динамическое явление, испытывающие воздействие многочисленных факторов, где влияние с точки зрения исторической перспективы имело кратковременный или постоянный характер. Менялись ценностные ориентации эпох, внедрялись в школу при помощи тех или иных типов анализа: 1. идеал гармонического устойчивого миропорядка упоминался в сознании учащихся вместе с риторическим анализом ценностей античной классики (до 30 г. 19 века), 2. идеал положительного знания в купе с принципом элитарности реализовался на основе научного филологического анализа (1 половина 19 века), 3. идеал человека-гражданина, общественного деяния делает его центром преподавания литературы, тип анализа, позволяющий критиковать общественное зло (2 половина 19 века). Пути анализа: - композиционный, - пообразный, - проблемный, - системный. Приемы анализа: - анализ композиции, - анализ стиля, - анализ творческой истории, - инсценирование, - составление киносценария, - претворение произведения в других видах искусства, - прием устного словесного рисования, - выразительное чтение текста. В качестве основных принципов школьного анализа выступают следующие: -объективность анализа, - изучение исторического контекста, - принцип целостности или взаимосвязь и взаимообусловленности в их компонентов произведения, - принцип содержательности формы, - учет жанрово-родовой специфики произведения, - обращение и сценичность истории, - учет психолого-возрастных особенностей школьников и уровня их литературного развития, - ориентированность на развитие разных сторон, личности читателя (воспитания, эмоциональности мира, нравственных представлений, усовершенствований, читательского вкуса, развитие творческого воображения и выработка эстетических взглядов на литературу и искусство в целом), - педагогическая целесообразность, - вариативность и избирательность, - мера научности. Основные вопросы к анализу литературного произведения: - источники текста (прижизненные и академические издания, списки), - сюжет (конкретное содержание элементов сюжета, отношение к действительности), - художественное время и пространство, - тематика, проблематика, - образная система, - функции слова в выражении авторского сознания и сознания персонажей (тропы, фигуры, лексико-грамматические особенности), - композиция, - жанровая специфика, - творческий метод, литературное течение, направление, школа, - идеал произведения, - произведение в осмыслении критиков, - сценическая история (для драматических произведений), - система стихосложения, стилевая композиция (для лирики).
- 1. Теория и методика обучения литературе как научная дисциплина. Ее предмет, содержание и методы исследования.
- 2. Зарождение литературы как учебного предмета. Значение прогрессивных идей XIX века в развитии отечественной методической науки (ф. И, Буслаев, в. Я. Стоюнин)
- 5. Литература как учебный предмет в современной средней школе.
- 6. Содержание и структура курса литературы. Дискуссии о преподавании литературы.
- 7. Задачи изучения литературы в школе.
- 8. Общедидактические, литературоведческие и методические принципы обучения литературе в школе.
- 9. Методы и приемы преподавания литературы в школе. Классификация методов обучения литературе.
- 10. Взаимосвязь методов при изучении литературы.
- 11. Этапы литературного развития учащихся, их взаимосвязь от возрастных особенностей.
- 12. Первый этап литературного образования учащихся. Задачи и содержание курса литературы в средних классах.
- 13. Основные этапы изучения литературных произведений в школе.
- 14. Вступительные занятия, их функции и специфика проведения в средних и старших классах. Содержание и методы работы.
- 15. Чтение литературных произведений школьниками как социальная, психологическая и методическая проблема. Изучение и проблемы развития читательских интересов школьников.
- 16. Периоды развития читателя-школьника. Виды чтения, целесообразность их использования в средних и старших классах.
- 17. Чтение и средства массовой информации. Организация чтения произведений школьниками в классе и дома.
- 18. Выразительное чтение на уроках литературы.
- 19. Комментированное чтение. Виды комментариев на уроках литературы
- 20. Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения. Своеобразие школьного анализа. Взаимосвязь восприятия и анализа литературных произведений в школе.
- 21. Эволюция анализа литературного произведения в школе. Типы анализа. Основные принципы школьного анализа.
- 22. Целостность и проблемность анализа литературного произведения в школе. Содержание и элементы анализа художественных произведений в средних классах.
- 23. Анализ и интерпретация, их соотношение и целесообразность взаимодействия на уроках литературы в средних и старших классах.
- 24. Особенности лингвостилистического анализа в школе.
- 25. Методика проведения заключительных занятий по изучению монографической темы.
- 26. Второй этап литературного образования школьников. Методология и система курса на историко-литературной основе. Основные особенности и трудности преподавания литературы в старших классах.
- 28. Особенности планирования монографических тем. Этапы изучения монографической темы в старших классах. Место уроков-лекций, уроков-семинаров, уроков-зачетов в структуре монографической темы.
- 29. Изучение биографии и творческого пути писателя. Отбор материала. Активизация деятельности школьников. Использование наглядных пособий.
- 30. Методика изучения литературно-критических статей в старших классах.
- 31. Восприятие и изучение школьниками художественных произведений в их родовой специфике.
- 32. Особенности изучения лирических произведений на уроках литературы. Развитие творческого воображения учащихся. Обогащение эмоционального мира учащихся.
- 33. Специфика изучения эпических произведений на уроках литературы. Использование сценической истории спектакля, кинофрагментов. Творческая деятельность школьника-читателя и школьника-зрителя.
- 34. Изучение драматических произведений на уроках литературы. Использование сценической истории спектакля. Кинофрагментов. Творческая деятельность школьника-читателя и школьника-зрителя.
- 35. Проблемы взаимосвязанного изучения русской и зарубежной литератур в школе.
- 36. Развитие устной и письменной речи учащихся в системе литературного образования. Словарная работа на уроках литературы, речевая деятельность учащихся.
- 37. Работа над пересказом. Подготовка докладов и сообщений учащимися.
- 38. Обучение школьников изложение и сочинениям.
- 39. Подготовка к написанию сочинений. Анализ сочинений.
- 40. Основные цели литературного творчества школьников. Жанры литературного творчества.
- 41. Значение теоретико-литературных понятий в литературном образовании школьников. Специфика изучения теоретико-литературных понятий в средних классах.
- 42. Принципы формирования теоретико-литературных понятий в школе. Последовательность в изучении теоретико-литературных понятий в старших классах.
- 43. Теоретико-литературные понятия в школьных программах по литературе (под ред. А. Г, Кутузова, и т. Ф. Курдюмовой).
- 44. Специфика изучения теоретико-литературных понятий в старших классах.
- 45. Способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках литературы.
- 46. Учитель литературы и основные требования к нему. Творческий характер деятельности учителя литературы. Формы общения на уроках литературы. Дискуссии, диалоги.
- 47. Технология современного урока литературы. Сочетание общих, групповых и индивидуальных заданий. Игры, диалоги и «круглые столы» в классе.
- 48. Методика подготовки и проведения урока внеклассного чтения в школе. Подготовка учащихся, активизация их познавательной деятельности, использование смежных видов искусств.
- 49. Межпредметные связи на уроках литературы.
- 50. Наглядность и тсо, их роль в организации преподавания литературы в школе. Кабинет литературы.
- 51. Формы контроля знаний школьников на уроках литературы.