33. Специфика изучения эпических произведений на уроках литературы. Использование сценической истории спектакля, кинофрагментов. Творческая деятельность школьника-читателя и школьника-зрителя.
В эпическом роде литературы решающую роль играет повествование, т.е. рассказ о когда-то произошедших событиях. Между временем действия и временем повествования существует определенное расстояние, поэтому в отношении к повествованию изображаемое выступает как прошедшее. Таким образом, одно из важных свойств эпической формы – дистанция между временем изображаемого действия и времени повествования. Наличие в них разного рода описания (изображение предметного мира, внешности, картин природы, обстановки). К повествованию иногда примыкают авторские рассуждения или лирические отступления, позволяющие читателю лучше понять авторскую позицию. Повествования о действиях и событиях всегда соприкасаются высказываниями персонажей, либо произносимыми, либо внутренними. В эпосе характер изображается определенным и законченным, четко очерченным, а события представляют собой законченную сюжетно-организованную систему. Автор изображает процессы, протекающие в мировом произведении и на протяжении значительного времени. Самый существенный недостаток в работе с эпическими произведениями, имеющие место в практике работы в школе заключается в том, что на уроках допускаются сведения, смысла содержания произведения к поверхностному пересказу, даже не сюжета, а событийной канвы. Разговор о героях произведения видится не как о художественных образах, а как о живых знакомых людях. В результате характеристики героев оказывается формальными, оторванные от художественной ткани произведения, а разговор о художественных особенностях выглядит подчас как необязательное дополнение к основному материалу. Анализ эпического произведения в любом классе должен быть содержательным. При этом в 5-6 классах главным оказывается осмысление сюжета, а также поступков и переживаний героев в центральных эпизодах произведений. Наблюдения же над композицией, жанровыми особенностями, авторских отношением к изображаемому накапливается в виде конкретных представлений, но не становится предметом обобщения. В 7 классе обобщающий элемент значительно усиливается. В 9-11 классе анализ должен строится на серьезном теоретико-литературном ознакомлении. Общей особенностью изучения является необходимость сгруппировать художественный текст вокруг определенных проблем и рассматривать все компоненты образной системы в их взаимосвязях и сцеплениях. Неизбежным моментом в работе является рассмотрение сюжета и анализ конкретных эпизодов. Рассказ: сюжетность рассказа позволяет в процессе его изучения привлекать все возможные формы пересказа (подробный, краткий, выборочный, с лексико-грамматическими заданиями, художественный). Таким образом, развивается речь и приготовление к анализу. Наблюдение учащихся над языком рассказа осуществляется под руководством учителя, они помогают почувствовать, чем отличается художественный рассказ от обычного, расширяется представление учащихся о литературе как искусстве слова, о богатстве языка, о различных его стилях. В старших классах анализ более углубленный и строится на многообразии методов и приемов анализа. На вводных уроках при изучении больших эпических произведений не следует давать предварительную линейную и художественную оценку произведения, в противном случае, все дальнейшее будет повторением известного или дополнением неинтересной детализации. Цель вводного занятия – наметить проблематику анализа и заинтересовать школьника произведением. В работе со старшеклассниками особое внимание следует уделить выбору глав, эпизодов, описаний, а также обобщении. И после наблюдению над отдельными частями текста. В процессе работы над отрывками из текста следует стремиться углубить восприятие материала и выработать целостные представления о произведении. Важное значение в чтении и анализе текста в старших классах имеет обдумывание авторской позиции, его концепции человеческой личности. Не должны остаться без внимания особенности повествования манеры писателя. В изучении эпических произведений важно то обстоятельство, что персонаж всегда несет эпическую авторскую оценку и тем самым помогает читателю выработать ценностные ориентации. Старшеклассникам надо помогать воспринимать героя в его реальном содержании и в художественно-условном, т.е. как создание автора, несущее определенную идею. Большая роль в этом принадлежит обобщенным элементам. Таким образом, произведения эпического рода рассматриваются в школе с многих точек зрения и выбирают работу над разными компонентами художественного текста. Схема анализа романа. Содержание элементов сюжета: 1. тематика, проблематика, 2. основные конфликты, 3. система персонажей и 4. внесюжетные элементы 5. художественная речь, 6. идейный мир.
- 1. Теория и методика обучения литературе как научная дисциплина. Ее предмет, содержание и методы исследования.
- 2. Зарождение литературы как учебного предмета. Значение прогрессивных идей XIX века в развитии отечественной методической науки (ф. И, Буслаев, в. Я. Стоюнин)
- 5. Литература как учебный предмет в современной средней школе.
- 6. Содержание и структура курса литературы. Дискуссии о преподавании литературы.
- 7. Задачи изучения литературы в школе.
- 8. Общедидактические, литературоведческие и методические принципы обучения литературе в школе.
- 9. Методы и приемы преподавания литературы в школе. Классификация методов обучения литературе.
- 10. Взаимосвязь методов при изучении литературы.
- 11. Этапы литературного развития учащихся, их взаимосвязь от возрастных особенностей.
- 12. Первый этап литературного образования учащихся. Задачи и содержание курса литературы в средних классах.
- 13. Основные этапы изучения литературных произведений в школе.
- 14. Вступительные занятия, их функции и специфика проведения в средних и старших классах. Содержание и методы работы.
- 15. Чтение литературных произведений школьниками как социальная, психологическая и методическая проблема. Изучение и проблемы развития читательских интересов школьников.
- 16. Периоды развития читателя-школьника. Виды чтения, целесообразность их использования в средних и старших классах.
- 17. Чтение и средства массовой информации. Организация чтения произведений школьниками в классе и дома.
- 18. Выразительное чтение на уроках литературы.
- 19. Комментированное чтение. Виды комментариев на уроках литературы
- 20. Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения. Своеобразие школьного анализа. Взаимосвязь восприятия и анализа литературных произведений в школе.
- 21. Эволюция анализа литературного произведения в школе. Типы анализа. Основные принципы школьного анализа.
- 22. Целостность и проблемность анализа литературного произведения в школе. Содержание и элементы анализа художественных произведений в средних классах.
- 23. Анализ и интерпретация, их соотношение и целесообразность взаимодействия на уроках литературы в средних и старших классах.
- 24. Особенности лингвостилистического анализа в школе.
- 25. Методика проведения заключительных занятий по изучению монографической темы.
- 26. Второй этап литературного образования школьников. Методология и система курса на историко-литературной основе. Основные особенности и трудности преподавания литературы в старших классах.
- 28. Особенности планирования монографических тем. Этапы изучения монографической темы в старших классах. Место уроков-лекций, уроков-семинаров, уроков-зачетов в структуре монографической темы.
- 29. Изучение биографии и творческого пути писателя. Отбор материала. Активизация деятельности школьников. Использование наглядных пособий.
- 30. Методика изучения литературно-критических статей в старших классах.
- 31. Восприятие и изучение школьниками художественных произведений в их родовой специфике.
- 32. Особенности изучения лирических произведений на уроках литературы. Развитие творческого воображения учащихся. Обогащение эмоционального мира учащихся.
- 33. Специфика изучения эпических произведений на уроках литературы. Использование сценической истории спектакля, кинофрагментов. Творческая деятельность школьника-читателя и школьника-зрителя.
- 34. Изучение драматических произведений на уроках литературы. Использование сценической истории спектакля. Кинофрагментов. Творческая деятельность школьника-читателя и школьника-зрителя.
- 35. Проблемы взаимосвязанного изучения русской и зарубежной литератур в школе.
- 36. Развитие устной и письменной речи учащихся в системе литературного образования. Словарная работа на уроках литературы, речевая деятельность учащихся.
- 37. Работа над пересказом. Подготовка докладов и сообщений учащимися.
- 38. Обучение школьников изложение и сочинениям.
- 39. Подготовка к написанию сочинений. Анализ сочинений.
- 40. Основные цели литературного творчества школьников. Жанры литературного творчества.
- 41. Значение теоретико-литературных понятий в литературном образовании школьников. Специфика изучения теоретико-литературных понятий в средних классах.
- 42. Принципы формирования теоретико-литературных понятий в школе. Последовательность в изучении теоретико-литературных понятий в старших классах.
- 43. Теоретико-литературные понятия в школьных программах по литературе (под ред. А. Г, Кутузова, и т. Ф. Курдюмовой).
- 44. Специфика изучения теоретико-литературных понятий в старших классах.
- 45. Способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках литературы.
- 46. Учитель литературы и основные требования к нему. Творческий характер деятельности учителя литературы. Формы общения на уроках литературы. Дискуссии, диалоги.
- 47. Технология современного урока литературы. Сочетание общих, групповых и индивидуальных заданий. Игры, диалоги и «круглые столы» в классе.
- 48. Методика подготовки и проведения урока внеклассного чтения в школе. Подготовка учащихся, активизация их познавательной деятельности, использование смежных видов искусств.
- 49. Межпредметные связи на уроках литературы.
- 50. Наглядность и тсо, их роль в организации преподавания литературы в школе. Кабинет литературы.
- 51. Формы контроля знаний школьников на уроках литературы.