10. Взаимосвязь методов при изучении литературы.
Методы каждой науки специфичны и зависят от содержания и целей, поэтому и МПЛ ищет присущие ей методы изучения литературы в школе. В современной методологической науке существует несколько подходов к решению проблемы методов. В. В. Голубков выделял методы изучения литературы по источнику знаний: лекции учителя, беседа, самостоятельная работа учеников. В. А. Никольский выделяет методы и приемы эмоционально-образного постижения художественного текста, методы и приемы истолкования литературных произведений. Н. И. Кудряшов обусловливает систему методов обучения логикой познавательной деятельности учащихся при направляющем руководстве учителя: 1. метод творческого чтения, 2. эвристический, 3. исследовательский, 4. репродуктивный. Целью метода творческого чтения является активизация художественного восприятия и в начале изучения произведения и после анализа. Метод реализуется через следующие приемы: - выразительное чтение, - комментированное чтение, - беседа, - творческие задания по личным впечатлениям, - постановка на уроке учебных проблем. Виды деятельности учащихся: - чтение, заучивание наизусть, - слушание, - составление планов, - перессказывание, - написание отзывов, - рассматривание иллюстраций. Речь идет о первой ступени в логике познания литературы (о чтении). Эвристический метод связан с анализом текста (со 2 ступенью изучения литературы). Осуществляется в форме эвристической беседы. Приемы: - построение логически четкой системы вопросов, - построение системы заданий по тексту, - постановка проблем. Виды деятельности: - подбор материала из художественных произведений, - пересказ с элементами анализа текста, - анализ эпизода, - анализ образа-персонажа, - составление плана к вступлению, докладу, сочинению, - постановка проблемы. Исследовательский метод заключается в развитии умения самостоятельного анализа литературного произведения. Приемы: - постановка проблемных вопросов, - разработка исследовательских заданий. Виды деятельности: - самостоятельный анализ части или целого произведения, - сопоставление художественного произведения с другими текстами и другими видами искусства, - оценка спектакля или кинофильма по художественному произведению. Репродуктивный метод позволяет учащимся получить знания в готовом виде, но не дидактически, способствует проблемному изложению материала. Приемы: - лекции, - лекции с элементами беседы, - лекции с использованием докладов учащихся, - лекции с использованием учебников. Виды деятельности: - запись плана или конспекта лекций, - подготовка по учебнику, - подготовка докладов по готовому материалу. В. Г. Маранцман утверждает, что в настоящее время есть необходимость в выделении методов изучения литературы с большим учетом предмета литературы: - чтение литературного произведения, - анализ литературного произведения, - комментирование литературного произведения, нелитературного материала (письма, мемуары, статьи, биографии), - претворение литературных произведений в других видах искусства (музыка, живопись, театр, кино), - литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учеников. Г. Н. Ионин предлагает классификацию методов изучения на определении характера совместной деятельности учителя и ученика в выборе метода постижения литературе: - метод художественной интерпретации, - метод критико-публицистический, способствующий формированию определенного типа читателя-критика, - метод литературного поиска, предполагающий развитие школьного литературного метода в развитии исследовательских возможностей.
- 1. Теория и методика обучения литературе как научная дисциплина. Ее предмет, содержание и методы исследования.
- 2. Зарождение литературы как учебного предмета. Значение прогрессивных идей XIX века в развитии отечественной методической науки (ф. И, Буслаев, в. Я. Стоюнин)
- 5. Литература как учебный предмет в современной средней школе.
- 6. Содержание и структура курса литературы. Дискуссии о преподавании литературы.
- 7. Задачи изучения литературы в школе.
- 8. Общедидактические, литературоведческие и методические принципы обучения литературе в школе.
- 9. Методы и приемы преподавания литературы в школе. Классификация методов обучения литературе.
- 10. Взаимосвязь методов при изучении литературы.
- 11. Этапы литературного развития учащихся, их взаимосвязь от возрастных особенностей.
- 12. Первый этап литературного образования учащихся. Задачи и содержание курса литературы в средних классах.
- 13. Основные этапы изучения литературных произведений в школе.
- 14. Вступительные занятия, их функции и специфика проведения в средних и старших классах. Содержание и методы работы.
- 15. Чтение литературных произведений школьниками как социальная, психологическая и методическая проблема. Изучение и проблемы развития читательских интересов школьников.
- 16. Периоды развития читателя-школьника. Виды чтения, целесообразность их использования в средних и старших классах.
- 17. Чтение и средства массовой информации. Организация чтения произведений школьниками в классе и дома.
- 18. Выразительное чтение на уроках литературы.
- 19. Комментированное чтение. Виды комментариев на уроках литературы
- 20. Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения. Своеобразие школьного анализа. Взаимосвязь восприятия и анализа литературных произведений в школе.
- 21. Эволюция анализа литературного произведения в школе. Типы анализа. Основные принципы школьного анализа.
- 22. Целостность и проблемность анализа литературного произведения в школе. Содержание и элементы анализа художественных произведений в средних классах.
- 23. Анализ и интерпретация, их соотношение и целесообразность взаимодействия на уроках литературы в средних и старших классах.
- 24. Особенности лингвостилистического анализа в школе.
- 25. Методика проведения заключительных занятий по изучению монографической темы.
- 26. Второй этап литературного образования школьников. Методология и система курса на историко-литературной основе. Основные особенности и трудности преподавания литературы в старших классах.
- 28. Особенности планирования монографических тем. Этапы изучения монографической темы в старших классах. Место уроков-лекций, уроков-семинаров, уроков-зачетов в структуре монографической темы.
- 29. Изучение биографии и творческого пути писателя. Отбор материала. Активизация деятельности школьников. Использование наглядных пособий.
- 30. Методика изучения литературно-критических статей в старших классах.
- 31. Восприятие и изучение школьниками художественных произведений в их родовой специфике.
- 32. Особенности изучения лирических произведений на уроках литературы. Развитие творческого воображения учащихся. Обогащение эмоционального мира учащихся.
- 33. Специфика изучения эпических произведений на уроках литературы. Использование сценической истории спектакля, кинофрагментов. Творческая деятельность школьника-читателя и школьника-зрителя.
- 34. Изучение драматических произведений на уроках литературы. Использование сценической истории спектакля. Кинофрагментов. Творческая деятельность школьника-читателя и школьника-зрителя.
- 35. Проблемы взаимосвязанного изучения русской и зарубежной литератур в школе.
- 36. Развитие устной и письменной речи учащихся в системе литературного образования. Словарная работа на уроках литературы, речевая деятельность учащихся.
- 37. Работа над пересказом. Подготовка докладов и сообщений учащимися.
- 38. Обучение школьников изложение и сочинениям.
- 39. Подготовка к написанию сочинений. Анализ сочинений.
- 40. Основные цели литературного творчества школьников. Жанры литературного творчества.
- 41. Значение теоретико-литературных понятий в литературном образовании школьников. Специфика изучения теоретико-литературных понятий в средних классах.
- 42. Принципы формирования теоретико-литературных понятий в школе. Последовательность в изучении теоретико-литературных понятий в старших классах.
- 43. Теоретико-литературные понятия в школьных программах по литературе (под ред. А. Г, Кутузова, и т. Ф. Курдюмовой).
- 44. Специфика изучения теоретико-литературных понятий в старших классах.
- 45. Способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках литературы.
- 46. Учитель литературы и основные требования к нему. Творческий характер деятельности учителя литературы. Формы общения на уроках литературы. Дискуссии, диалоги.
- 47. Технология современного урока литературы. Сочетание общих, групповых и индивидуальных заданий. Игры, диалоги и «круглые столы» в классе.
- 48. Методика подготовки и проведения урока внеклассного чтения в школе. Подготовка учащихся, активизация их познавательной деятельности, использование смежных видов искусств.
- 49. Межпредметные связи на уроках литературы.
- 50. Наглядность и тсо, их роль в организации преподавания литературы в школе. Кабинет литературы.
- 51. Формы контроля знаний школьников на уроках литературы.