15. Распространение христианства и его влияние на содержание и символику народной художественной культуры
Культурное значение крещения Руси. Болезненность эпохи двоеверия: изменение общественного сознания, отказ от верований и традиций отцов и т.д. Борьба христианства со старыми языческими традициями и обрядами. Народный календарь и церковные святцы. Наслоение христианских обрядов на языческие.
Крещение Руси князем Владимиром в 988 году явилось крупнейшим событием как по своим непосредственным результатом, так и по последствиям, ближайшим и отдаленным.
Особенностью крещения Руси было то обстоятельство, что оно проводилось "сверху", зачастую насильственными методами. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народных низах. Полной победы над язычеством христианство на Руси так и не одержало. Постепенно сложилось двоеверие - в сознание людей тесно переплетались элементы старой и новой религии; при этом речь идет не о параллельном существовании двух религий, а об их синкретизации. Это проявилось в слиянии многочисленных христианских святых с языческими божествами. Так, святой Власий слился с богом Велесом и стал покровителем скота, Илью Пророка наделили функциями Перуна. Новые христианские праздники дали внешнюю форму и название ряду славянских праздников. Например, праздник Ивана Купалы, знаменовавший приход лета, слился с днем святого Иоанна Крестителя. Сохранился языческий праздник Масленицы (праздник встречи Солнца); церковь смогла лишь вывести его за сроки Великого поста перед Пасхой. Осталась вера в леших, водяных, домовых, русалок, которые превратились в воинство Сатаны. Таким образом, христианство весьма своеобразно было усвоено русскими.
Русская культура получает свое развитие, можно сказать, с X века, т.е. с крещения князем Владимиром Киева в 988 г. Принятие Византийской религии во многом предопределило магистральное направление развития русской культуры: книжность, градостроительство и архитектуру, живопись и т.п. Однако, существовала и девиантная линия развития культуры. Ее составляли устное народное творчество, обряды, традиции, поверья и обычаи, уходящие своими корнями в языческое прошлое. Влияние православия на развитие духовной культуры Христианство медленно смешивалось с языческими верованиями, создавая совершенно новый тип мировоззрения, в котором мирно уживались догмы и ценности старой и новой религии. Сельское население в основной своей массе оставалось верно язычеству, с которым была связана вся народная культура. Более того, в городах христианство закрепилось только внешне. Это верно как для простых горожан, так и для княжеско-боярской среды. Еще в XIII веке в княжеские погребения при храмах клали украшения и оружие, как того требовал языческий обряд. Даже самого князя Владимира после смерти для отпевания внесли в храм на санях, по-язычески. Тогда же родился русский православный обычай вкладывать умершему в руку листок с молитвой - своего рода "пропуск" в загробный мир, что является очевидным примером сильного влияния язычества.
- 2. Специфика организационного процесса в социокультурной сфере
- 3. Законодательные основы организации и руководства нхт в Российской Федерации
- 4. Деятельность федеральных и региональных органов управления культурой по развитию нхт в современных условиях
- 5) Структура федеральных органов управления культурой. Управленческие взаимоотношения федеральных и региональных органов управления
- 1.Сущность понятий «организация», «организация социокультурного процесса», «управление», «руководство».
- 8. Учреждения социально-педагогической направленности
- Учреждения дополнительного образования детей и подростков
- Система учреждений социального обслуживания семьи и детей по месту жительства
- Специализированные учреждения по работе с трудными детьми и подростками
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- 13. 12 .Специалисты культурно-досуговой сферы
- 14. . Материально-техническое обеспечение коллективов народного художественного творчества
- 15. . Технология возрождения традиционного народного творчества в современных условиях
- 17. . Технология создания коллектива народного художественного творчества
- Методы выявления интересов:
- 19. Стадии и законы движения (развития) коллектива народного художественного творчества
- 1 Закон. Наличие большой общественно-значимой цели.
- 2 Закон. Правильное сочетание общественных и личных устремлений и интересов.
- 3 Закон. Наличие системы перспективных линий.
- 1. Ближняя перспектива.
- 2. Средняя перспектива.
- 3. Дальняя перспектива.
- 4 Закон. Формирование общественного мнения, выработка традиций коллектива народного художественного творчества.
- 20. . Планирование и учет работы коллектива народного художественного творчества
- Примерная структура плана коллектива народного художественного творчества
- I. Организационно-методическая работа
- II. Учебно-воспитательная, творческая работа
- 1. Понятие «народная художественная культура», его взаимосвязь с более широкими понятиями «культура», «художественная культура», «народная культура»
- 2. Ментальность и народное художественное сознание
- 3. Понятие «народное художественное творчество», фольклор
- 4. Нхк в структуре культуры общества
- 5. Ценностная система архаической культуры в современной нхк. (От Трош)))
- 12. Художественная самодеятельность в структуре народной культуры
- Мужские божества
- Род и рожаницы
- Русские вышивки и мифология
- 2. Рожаницы – мать и дочь
- Рожаницы внутри и около построек.
- 15. Распространение христианства и его влияние на содержание и символику народной художественной культуры
- 16. Петровские преобразования и их влияние на изменения в народной художественной культуре. Послепетровская эпоха (XVIII-XIX вв.)
- 21. Народная художественная культура в традиционных праздниках и обрядах. Зимние праздники: Рождество, Крещение, масленица
- Календарь Древней Руси
- Народные традиции в России
- 24. Народный театр как способ выражения системы духовных ценностей. Воинствующий характер искусства скоморохов