logo
ответы петр

5. Ценностная система архаической культуры в современной нхк. (От Трош)))

Народная художественная культура как полисоциальное и полистадиальное явление.

Языческие истоки традиционной культуры. Ценностная система земледельческого календаря и культура крестьянства. Крестьянство – первотворец, носитель и хранитель, создатель ценностной системы земледельческой культуры.

Трансформация крестьянской культуры в XV-XIX вв. Превращение крестьянства из самой массовой категории населения в одну из групп начиная с конца XIX века. Наделение крестьянства мессианскими чертами.

Распад архаической культуры на субкультуры, появление понятия линейного времени.

Новый культурный космос в городах.

Народная художественная культура представляет собой сложную, иерархическую, самостоятельную, саморазвивающуюся, оригинальную структуру, имеющую конкретно-исторический, социальный характер и включающую в себя множество взаимосвязанных друг с другом элементов: архаичный^* фольклор, художественная самодеятельность, фольклоризм, фольклор субкультур, неофольклор, а также творческие, социальные, психологические аспекты бытования инфраструктуры, обеспечивающие их создание и трансляцию в социум. Каждая из подсистем имеет вполне определенную образно-семантическую природу, жанрово-видовой состав, выразительные средства, формы социального развития.

Все существующие в современном социуме формы народной художественной культуры, включая элементы языческого и архаического фольклора, художественную самодеятельность, фольклоризм, фольклор субкультур, неофольклор, сформировались в процессе длительной эволюции на основе единства и борьбы традиций и новаций. Новационные формы народной художественной культуры, появившиеся в разные исторические периоды её развития (языческий, архаический, урбанистический), диалектически взаимосвязаны с традицией. Под влиянием 'социальных факторов традиционные формы претерпевают определенную трансформацию: одни эволюционируют, не изменяя своей сущности, другие, являясь эталоном художественного творчества, сохраняются и продолжают питать массовое и элитарное творчество. Таким образом, появление новаций не означает отбрасывание или забвение традиций.

На всех стадиях общественно-исторического развития: от язычества до современности, - народная художественная культура оказывалась включенной в разнообразную социокультурную практику человека, адаптируя его к жизни, помогая в познании мира, природы, Самого себя. Народная художественная культура вбирала и передавала последующим поколениям нравственные законы бытия (любовь к труду, к ближнему, «не навреди, не убий» и пр.). Она моделировала взаимоотношения разных поколений, формировала ценности и идеалы личности, несла в себе селективные, нормативно-эвристические функции

Ценности-это осознанное или неосознанное, характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выбор целей с учетом возможных средств и способов действия. На ранних этапах истории НХК имелпа несколько иную структуру, чем в средние века, и тем более в современности. В условиях, когда из нее не только выделялось элитарное профессиональное искусство, но и система ее коммуникации оставалась иной, чем в новое время, нхк была единым духовным образованием в синкретической по характеру творческой деятельности человека.

АРХАИКА, архаическая культура (др.-греч archaikos — старинный, древний), — традиционная культура; наиболее ранние формы человеческой коллективности, а также соответствующие им формы культуры и религиозных представлений. В архаической культуре (это период примерно 50-10 тысяч лет до н. э) человек учится рисовать, считать, создает первые объяснения мира и самого себя. В этот же период появляются и первые социальные формы организации людей (племенные и родовые союзы). Сразу нужно обратить внимание на необычность с современной точки зрения воззрений и видения, присущих людям архаической культуры. Приведем всего два примера. Один - это отождествление брачных отношений (ухаживания и любви) с охотой, соответственно жених в архаической культуре отождествляется с охотником (стрелком из лука), невеста - с дичью. Сразу приходит на память сказка о царевне-лягушке.

НХК- полисоциальное явление, в ее формировании , развитиии, сохранении в той (ин. Форме участвуют все социальные группы и слои общества)Каждая соц. Группа имеет не только свое специфическое лицо но и свой исторический отсчет, включения в културно-творческую деятельность.Н-р, фольклор рабочих не может иметь более ранюю точку отсчета, чем культура дворянства, тем более крестьянства.Студ. Субкультура может складываться с появленгием этой социальной группы..Т.О.можно говорить не только о полисоциальности, но и о полистадиальности НХК., т. е становлении развитии в ней на определенных стадиях ее истории различных слоев и явлений.Представляет ли современная НХК образование, в котором на равном взаимодействуют традиции разных социальных групп, она имеет изначально стержневой костяк традиционной культуры одной из социальных групп. Безусловны языческие истоки трад.русс. Культуры. Дошедшие до нас архаичные ее слои представляют по духу и смыслу ценностную систему земледельческого календаря и культуру крестьянства, соединившую языч. И христианство. Первотворцем, осн. Носителем и хранителем культуры, создателем этой ценностной систему земледельческого календаря яв-ся крестьянство. Русская народная культура – это в первую очередь исконная культура крестьянства, т.е. культура сословия, сохранявшего в своих обрядах, обычаях и общинных отношениях известное родноверческое мировоззрение.

С определенными оговорками культуру всех социальных слоёв русского народа, до петровских перемен, можно считать единой культурой, основной источник которой можно найти в народном мировоззрении.

Определяющей чертой русской народной культуры в петровское и послепетровское время, согласно взглядам большинства ученых раннего советского периода, выступает ее самобытность по отношению к культурам Византии и Западной Европы. Причем в культуре социальных низов они отчетливо выделяли культуру крестьянства (отделяя от нее «поверхностное», наносное) – считали ее идеалом, образцом языческой культуры, воплощением древнего мировоззрения и уклада жизни.

Оценивая все обстоятельства развития русской культуры в XVIII в. и влияние крестьянства на ее характер, советский историк Б.И. Краснобаев писал – «крестьянская культура становилась одним из самых полнокровных источников, которые питали складывающуюся национальную культуру». Из крестьянской среды вышло много талантливых людей, среди них гениальный М.В. Ломоносов и Ф.И. Шубин. Следующий век породил уже гораздо большее количество талантов из крестьянской среды, которые влились в ряды художественной, творческой интеллигенции и ученого мира России.

Сегодня понятие «народная культура» включает в себя не только творчество крестьян, но всех слоев народа использующих образы и ценности многовековых традиций славяно-русских общностей, обогащая их содержание Статус культуры того или иного социального слоя может иметь разный уровеннь и менть его с течением времени. Например, культура, занимавшая в какую то эпоху маргинальное( понятие для обозначения человека, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не вписываются в общую массу, таким термином именуют субъекты общества утратившие свои функции, но еще числящимися как их исполняемые.), может затем трансформироваться в ведущую силу.

Можно утверждать, что в 19 в. была сформирована национальная идеология, в которой образ крестьянства не только получил особый смысл как субьект культуры, но и соотнесен со всем народом.Т.о. Крестьянская субкультура в течении длительного времени осталась самой стабильной художественной системой, естественная эволюция которой не только резко отличалось от эволюции др, субкультур, но и собирала и хранила ценности и лучшие образцы этих субкультур. Обладая более консервативными качествами, деревня лучше сохранила даже то , что первоначально появлялось в городах.В результате сложилось впечатление, что деревня яв-ся единственной созидательницей всех форм нхк.Суть проблемы заключается в том, что апхаическая субкультура до сих пор сама производит ценности. Кроме того, любая субкультура в какой то степени основывается на арх-ой культуре и даже самые инновационные ветви в культуре частично сохраняют архаич. Суть.

В процессе исторического развития крестьянская культура как целостность распалась на множество субкультур, кажд. Из которых, занимает определенный статус, стала стремиться быть универсальной.Однако каждый из них включает элементы земледельческой культуры.Крест.культура сохраняет большую индивидуальность нежели культуры друг. Социальных слоев.

В фольклористике этот тип культуры сохраняет название культуры архаиечской, что подразумевает наличие в ней определенных ценностей: трудовых, этических, семейно брачных, эстетических. Разумеется эти ценности можно обнаружить в культуре др. слоев, хотя их ценностные ориентации значительно трансформированы. Исследователи отмечают три парадигмы бытования к. на основе анализа отношений между поколениями.

1 тип - зеркальное повторение млад.поколением логики развития в культуре старшего поколения.

2 тип - выход нового поколения за пределы ценностей, которые были были у стар. Поколения.

3 тип - способность нового поколения выражать дух св. новой культуры, требующей творческого развития.( пример , сейчас мы наблюдаем множество молродежных субкультур).

Как только человек отрывает от чел культуру логика циклического времени, определяющая крепкие стабильные отношения между поколениями начинает разрушаться, и чел-к уже теряет равновесие и стабильность.Драматизм функционирования нар.культуры начинает с этого момента в ее развитии. В России этот драматизм стал ощущаться со второй половины 18 в..В это время сформировалось дворянская субкультура, которая была в оппозици к кресть культуре. На протяжении 19 и начала 20 веков этот драматизм усилился и превратился в массовое явление, особенно в городах. Обособление новых поколений и противопоставление их стар. Поколению стало признаком наступления новой культурной парадигмы. В России со 2 пол-ны 18 века появились четкие признаки того, что авторитет старш.поколения падает не только в городах, но и в деревнях.

Т.о. Мир вошел в эпоху грандиозной культуры и социальных экспериментов.Следует отметить, что кресть.культура продолжала борьбу за свое существование..Эта куль. Противопоставляла себя гор. Культуре.Контактность горожан, динамичность их быта не способствовали сохранению архаич. Элементов в гор. Культуре. Когда крестьянское мировозрение начинает распространяться на руси, город стал первым его утрачивать, культивируя светские ценности. В городах творили новый культурный космос с иной системой нравст.и духовных ценностей. Понятие гор. Культуры не имеет строго научного определения, означающий широкий спектр духовных, материальных, художественных явлений.возникнув на основе общекрестьянской фольклопрной традиции в среде первых жителей городскогоо посада, горол. Нар культура формировалась и развивалась как маргинальное явление, полисоциальное по характеру, изначально она включала в себя художественные слои разных групп населения..Рос.гор. Культура начинает складываться во второй половинге19 в начале 20 века.

Ценности являются итогом исторического опыта человечества, они служат идеалом для всех людей. Но ценности подвижны. Каждое новое поколение утверждает свои ценности. Ценности могут возрождаться, обретать новое звучание в современных формах. Тем не менее, существуют и вечные ценности. На современном этапе выражаемые архаической культурой ценности языческого и земледельческого характера остаются актуальными и, трансформируясь, проникают во все слои народной культуры, включая ее самые современные формы: неофольклор, любительское творчество, художественную самодеятельность. Высочайший авторитет традиционной (земледельческой) культуры, эффективность в решении самых сложных социальных задач не только не позволили отбросить ее полностью с утверждением новаций в народной художественной культуре, но оставили как важный действующий фактор в новой истории. Фактор проникновения традиционного творчества в творчество инновационное часто подвергается критике. Видеть в этом влияние массовой культуры, упадка вкуса и эстетических запросов населения нет оснований. Причины - в самом народном творчестве, изменении его роли в повседневной жизни. Некоторые формы народной художественной культуры (художественная самодеятельность, фольклор субкультур) не ориентированы на создание шедевров искусства. Их социальной задачей является, прежде всего, удовлетворение личностных эстетических потребностей в творчестве, в приобщении к нему.

В обществе постоянно идет поиск путей воспроизводства культурных традиций в быту и в народном сознании. Традиционные формы фольклора варьируются, обновляются, что дает фольклорным произведениям вторую жизнь, так как они соответствуют новым эстетическим, этическим и моральным ценностям современного общества. Сегодня существуют разные точки зрения на методы и способы сохранения сельской традиции в городе. Индустриализация и урбанизация повсюду создают новые экономические условия, в которые не укладывается традиционный фольклор, вызывают рождение новых видов бытовой музыки, форм их исполнительства, социальной среды их распространения. Поэтому необходимо взглянуть на все формы народной художественной культуры как на единую структуру, в которой все взаимосвязано, взаимообусловлено.

В настоящее время в обществе наметились пути развития народной художественной культуры. Разрабатываются программы сохранения и развития народной художественной культуры. Ряд учреждений культуры включен в реализацию таких программ. Заметно расширяется структура детских учреждений культуры и образования, занимающихся проблемами преемственности фольклора на уровне учебных заведений среднего и высшего звена. Открываются отделения, кафедры теории и истории народной художественной культуры.

6. 6. Характеристика учреждений системы социального обслуживания

различных категорий населения.

Основная система соц. Обслуживания различных категорий населения в нашей стране заложено в ряде законов пр-р «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995).

Основное место среди учреждений соц обслуживания занимают учреждения системы министерства здравоохранения и социального развития РФ.

- уч-я соц обслуживания семьи

- уч-я соц обслуживания престарелых и инвалидов

- уч-я соц помощи на дому

- служба срочной соц помощи

- территориальные соц центры

Среди этих учреждений значимым на первом месте являются территориальные соц центры как комплексные учреждения по оказанию помощи нуждающимся. Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д. Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.

7. Сущность и функции народной художественной культуры

«функция- от лат. «совершение», «исполнение») oдна из

фундаментальных категорий культуры, отражающая отношение

двух или нескольких объектов, когда изменение одного из

них обязательно ведет к изменению другого.

. . Первая группа касается вопросов,

связанных с информационными возможностями культуры:

информационная (культура как средство накопления

и передачи информации), функция накопления и хранения

информации (способствует передаче от поколения к

поколению человеческого опыта), функция аккумуляции

культурных ценностей (сохранение и передача культурных

ценностей как в рамках данного поколения, так и будущим

поколениям), функция исторической преемственности

(культура, искусство как средство сохранения социального

наследования).

Вторая группа функций охватывает вопросы роли культуры

в формировании социального облика личности: социализирующая

или персонифицирующая функция (культура

способствует процессу социально-культурного

становления личности), функция социализации индивида

(культура как средство формирования личности в соответствии

с потребностями каждой социальной системы), проективная

функция (культура как средство создания «моделей

потребного будущего»).

Третья группа охватывает вопросы эстетического воздействия

культуры на личность: гедонистическая (искусство

как наслаждение), катарсическая (очищающая), компенсаторная

(способствующая духовной гармонии человека),

зрелищная (искусство как развлечение, зрелище, игра),

проективная функция (культура способствует эмоциональной

разрядке личности, «снимает» избыток

ческих напряжений как биологического, так и социального

происхождения).

Кроме того, необходимо выделить и такие функции

культуры, как художественно-концептуальная (философичность

или искусство как анализ состояния мира), функция

предвосхищения («кассандровское начало», или искусство

как предсказание), внушающая (искусство как

воздействие на подсознание), сигнификативная (функция

осмысления и обозначения предметов, действий человека),

индивидуализирующая функция (культура создает условия

и предоставляет материал для развития индивидуальных

склонностей и задатков), защитная (культура ограждает

личность от неблагоприятных воздействий и изменений

среды).Эстетическая - способности пробуждать и формировать творческое

начало личности, ее эстетическое сознание, воспитывать

эстетические способности, потребности, вкусы человека, познавательная ­- Художественная культура облегчает людям понимание

законов развития человеческого общества, особенностей

их проявления.

Функции фольклорного типа культуры: познавательные, ритуальные, этические, эстетические, нормативные, регулятивные, информативные, коммуникативные, воспитательные, организующие, этикетные и др. (по Гусеву Функции народного искусства: социальная, этическая, магическая, религиозная, обрядовая, церемониальная, эротическая, сатирическая, национальная и региональная, возрастная и социально-половая, профессиональная и сословная, праздничная и повседневная (по Богатыреву).

Доминирующие функции художественной самодеятельности: воспитательная и эстетическая (по Каргину).

Полифункциональность народной художественной культуры по отношению к государству, обществу, человеку.