3. Законодательные основы организации и руководства нхт в Российской Федерации
В современной России в течение последних десяти лет (с 1991 г.) принят, по сути дела, целый свод законов, охватывающих основные направления СКД и создающих правовые основы для ее нормального функционирования.
Так, за прошедшее десятилетие приняты законы, как закрепляющие права и свободы личности, так и регулирующие развитие основных направлений СКД. Среди них: «Конституция Российской Федерации» (1993), «Гражданский кодекс Российской Федерации» (1994, 1996), «Об образовании» (1991, 1996), «Основы законодательства РФ о культуре» (1992, 1999), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995), «Об общественных объединениях» (1995), «О национально-культурной автономии» (1996), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995) и другие. Отдельные законы были приняты по социальному обслуживанию: «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (1995), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995) и другие; по культурно-досуговой деятельности: «О библиотечном деле» (1994), «О музейном фонде Российской Федерации» (1996) и другие; в защиту семьи и детства: «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999) и другие.
Активные законотворческие процессы происходят и на региональном уровне. Во многих областях, краях, республиках появились законы, касающиеся социально-культурных проблем с учетом местных условий. Так, в Республике Саха (Якутия), Карелии, Томской области разработано законодательство по культуре. Свои законы по культуре имеются в Московской, Владимирской, Смоленской, Волгоградской областях. В ряде региональных законов четко прописаны формы поддержки народного творчества. Многие федеральные и региональные программы и положения направлены на эффективное применение субъектами Российской Федерации своих полномочий в решении социокультурных проблем.
Таким образом, в Российской Федерации по сути создано правовое поле для развития многообразных форм социокультурной деятельности. Трудности, с которыми сталкиваются как сами граждане, так и организаторы социокультурного процесса, заключаются в основном в особенностях переходного периода, переживаемого современной Россией, и носят, как правило, временный характер.
Сказанное не означает, что законодательная база СКД не требует совершенствования. Необходима доработка ряда уже существующих законов и принятие новых. Отдельные законы оказались нежизнеспособными и требуют не только пересмотра, но и выработки механизма их функционирования. Так, по мнению практиков, малоэффективными являются законы о музейном фонде и музеях, о театре, о государственной поддержке кинематографии и др. Высказываются претензии и в адрес закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (закон не позволяет в ряде случаев оперативно разрешать социально-педагогические ситуации). Но исследует также забывать, что законотворческий процесс непрерывен, и здесь важно своевременное внесение изменений и дополнений в законодательную базу, в т.ч. и в социокультурной сфере.
Всякий руководитель начинается со знания нормативно-правовой документации. Существует несколько путей, по которым нормативно-правовая документация доводится от вышестоящих структур до всех работников отрасли:
1. Федеральное агентство по культуре и кинематографии ежеквартально выпускает сборник наиболее важных документов (приказов, распоряжений, постановлений) и рассылают их в:
- областные комитеты по культуре;
- областные научные библиотеки;
- высшие учебные заведения культуры;
- областные научно-методические центры.
2. Комитеты по культуры областного уровня тиражируют наиболее важные документы и рассылают их в городские и районные комитеты по культуре.
3. В периодической печати (газеты «Культура» и «Российская газета», журналы «Встреча», «Клуб») публикуются Указы о присвоении званий, постановления, положения, проекты законов и т.п.
Жанры нормативно-правовых документов
- положение (примерное, типовое, временное);
- письмо (инструктивное, циркулярное;
- инструкции;
- приказы, указы т др.
Минимум документов, которые должен знать руководитель коллектива народного художественного творчества
1. Закон РФ о культуре «Основы законодательства о культуре» (1991 г.)
2. Положение о присвоении звания «народный» (образцовый) коллектив. Циркулярное письмо Министерства культуры РСФСР №01-173 от 30.07.1990.
3. Положение о любительском объединении, клубе по интересам. Утверждено ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Министерством культуры СССР № 05/15-38ст от 30.05.1986.
4. Примерное положение о коллективах художественной самодеятельности и техническом творчестве. (1978 г.)
- 2. Специфика организационного процесса в социокультурной сфере
- 3. Законодательные основы организации и руководства нхт в Российской Федерации
- 4. Деятельность федеральных и региональных органов управления культурой по развитию нхт в современных условиях
- 5) Структура федеральных органов управления культурой. Управленческие взаимоотношения федеральных и региональных органов управления
- 1.Сущность понятий «организация», «организация социокультурного процесса», «управление», «руководство».
- 8. Учреждения социально-педагогической направленности
- Учреждения дополнительного образования детей и подростков
- Система учреждений социального обслуживания семьи и детей по месту жительства
- Специализированные учреждения по работе с трудными детьми и подростками
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- 13. 12 .Специалисты культурно-досуговой сферы
- 14. . Материально-техническое обеспечение коллективов народного художественного творчества
- 15. . Технология возрождения традиционного народного творчества в современных условиях
- 17. . Технология создания коллектива народного художественного творчества
- Методы выявления интересов:
- 19. Стадии и законы движения (развития) коллектива народного художественного творчества
- 1 Закон. Наличие большой общественно-значимой цели.
- 2 Закон. Правильное сочетание общественных и личных устремлений и интересов.
- 3 Закон. Наличие системы перспективных линий.
- 1. Ближняя перспектива.
- 2. Средняя перспектива.
- 3. Дальняя перспектива.
- 4 Закон. Формирование общественного мнения, выработка традиций коллектива народного художественного творчества.
- 20. . Планирование и учет работы коллектива народного художественного творчества
- Примерная структура плана коллектива народного художественного творчества
- I. Организационно-методическая работа
- II. Учебно-воспитательная, творческая работа
- 1. Понятие «народная художественная культура», его взаимосвязь с более широкими понятиями «культура», «художественная культура», «народная культура»
- 2. Ментальность и народное художественное сознание
- 3. Понятие «народное художественное творчество», фольклор
- 4. Нхк в структуре культуры общества
- 5. Ценностная система архаической культуры в современной нхк. (От Трош)))
- 12. Художественная самодеятельность в структуре народной культуры
- Мужские божества
- Род и рожаницы
- Русские вышивки и мифология
- 2. Рожаницы – мать и дочь
- Рожаницы внутри и около построек.
- 15. Распространение христианства и его влияние на содержание и символику народной художественной культуры
- 16. Петровские преобразования и их влияние на изменения в народной художественной культуре. Послепетровская эпоха (XVIII-XIX вв.)
- 21. Народная художественная культура в традиционных праздниках и обрядах. Зимние праздники: Рождество, Крещение, масленица
- Календарь Древней Руси
- Народные традиции в России
- 24. Народный театр как способ выражения системы духовных ценностей. Воинствующий характер искусства скоморохов