logo
ответы петр

4. Деятельность федеральных и региональных органов управления культурой по развитию нхт в современных условиях

До 1953 года сфера культуры в нашей стране координировалась Главным управлением по политико-просветительной работе (Главполитпросвет) при Народном комиссариате по просвещению, т.е. входила в отрасль просвещения.

Скоро стало очевидно, что функции этих учреждений выходят за рамки этих функций и включают в себя организацию отдыха и развитие любительства, поэтому назрел вопрос о выделении самостоятельной отрасли.

В 1953 году было создано Министерство культуры СССР и соответствующая административная вертикаль: республиканские Министерства культуры, краевые и областные управления культуры, районные и городские отделы культуры.

В отрасли существовало три сети учреждений культуры: государственная, профсоюзная, ведомственная.

Однако ведомственная разобщенность отрасли культуры понималась как отрицательное явление, с которым необходимо бороться. Именно в этом направлении была ориентирована кампания централизации и создания центральных клубных и библиотечных систем в 1960-70-е годы.

Вся библиотечная сеть и чуть позже клубная сеть учреждений в стране были централизованы. Центральная система работала по единому плану, но отчитывалось каждое учреждение своей формой отчетности.

В 1983 г. Началась новая «эпопея», инсценированная Июньским пленумом ЦК КПСС по созданию культурно-спортивных комплексов (КСК).

Сфера культуры, сложившаяся в советское время, была широко втянута в идеологическую и политическую деятельность. Однако, все это было ярким проявлением и воплощением определенного типа общественных отношений и определенной социальной технологии.

В 1984 году была разработана Программа развития платных услуг населению учреждениями культуры. Оказалось, что сфера культуры может быть довольно окупаема.

В 1990-х годах произошло молниеносное объединение, а потом разделение отрасли культуры и отрасли туризма. Затем отрасль культуры вступила в новый хозяйственный механизм, рыночные отношения.

Таким образом, в нашей стране был накоплен колоссальный опыт административных нововведений в сфере культуры.

Управление (в широком смысле) – это действие по руководству определенными процессами в соответствии с заранее разработанной программой и направленное на достижение определенной цели.

Управление культурой (в узком смысле слова) – это система управленческих мероприятий по развитию культуры как специфической государственно-хозяйственной отраслью.

Менеджмент – управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством.

Существует три уровня государственного управления отраслью культуры.

1. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ – федеральный уровень управления отраслью культуры.

2. Комитет по культуре Правительства Ульяновской области – региональный уровень управления отраслью культуры.

3. Комитет по культуре г. Тюмени и Комитет по культуре администрации Аббатского (Ишимского и т.п.) района – муниципальный уровень управления отраслью культуры.

Структура государственного управления отраслью культуры

(народным творчеством)

Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ

Комитет по культуре Правительства Тюменской области

Комитет по культуре Ленинского

(Центрального и т.п.) округа г. Тюмени

Дирекция учреждения культуры

(Директор или зав. клубом)

Художественный руководитель

учреждения культуры

Руководитель самодеятельного коллектива

Помимо государственного в настоящее время в России существует методическое руководство народным художественным творчеством.

Методическое руководство социально-культурной деятельностью осуществляется целой системой, которая представляет собой совокупность государственных, ведомственных и общественных органов, служб, учреждений и регулирующих деятельность специалистов культурно-досуговых учреждений. Методическое руководство СКД как система включает в себя ряд компонентов. Это:

1. Цели и задачи, определяющие главное направление методического руководства.

2. Объект методического руководства, который включает в себя:

- работников культурно-досуговых учреждений;

- актив, т.е. общественных организаторов культурно-досуговой деятельности;

- работников методических служб низшего уровня (методических кабинетов РДК).

3. Содержание методической деятельности, направленной на изучение, моделирование, внедрение достижений методики в широкую практику культурно-досуговой деятельности.

4. Субъект методического руководства, включающий:

- методические учреждения и органы высшего руководства;

- кадры, осуществляющие методическое руководство культурно-досуговой деятельности на всех уровнях;

Научные знания и технологии культурно-досуговой деятельности, которые выступают по отношению к практике как непосредственная производительная сила.

5. Средства, методы и формы методического руководства.

6. Условия методического руководства, включающие в себя:

- материально-техническое обеспечение, позволяющее постоянное внедрение нововведений в практику и творческий поиск новых, прогрессивных форм и методик;

- информационные системы;

- финансовое обеспечение системы методического руководства;

- психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические и социальные предпосылки для осуществления методического руководства.

Государственная система методического руководства в советский период включала в себя Всесоюзный, республиканские, областные (краевые, окружные, автономные ССР), городские научно-методические центры народного творчества и культурно-просветительной работы (НМЦ НТ и КПР), методические кабинеты культурно-просветительных учреждений и общественные органы – художественный совет, методический совет, совет клуба, клубный актив. В начале 1990-х годов произошло изменение структуры методического руководства.

1. Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы (ВНМЦ НТ и КПР) реорганизовался в три структуры:

- Российский государственный дом народного творчества;

- Российский государственный дом фольклора;

- Российский государственный дом народных промыслов и ремесел.

2. Областные научно-методические центры. В г. Тюмени – информационно-аналитический отдел Областного Дворца культуры им. В.И. Муравленко (начальник отдела – Стефашова Е.А.)

3. Методические кабинеты при районных Домах культуры.

В структуру ОНМЦ обязательно входит отдел народного творчества, сотрудники которого ведут работу научно-методического центра по разделу «народное творчество», накапливают, систематизируют и изучают статистические, отчетные, творческие материалы о художественной самодеятельности.

Участвуют в проведении научных и социологических исследований по проблемам народного художественного творчества, разрабатывают комплекс первоочередных и перспективных организационных, массовых музыкальных, учебно-методических и др. мероприятий, направленных на дальнейшее развитие хорового, танцевального, изобразительного, кино-фотоискусства, оркестров духовых и народных инструментов, эстрадных и симфонических оркестров, вокально-инструментальных ансамблей. Осуществляет контроль и оказывает всемерную помощь работе клубных учреждений с художественной самодеятельностью. Поддерживает контакты со всеми творческими организациями других ведомств, союзами, обществами, учебными заведениями культуры. Готовит методические пособия и рекомендации по вопросам развития жанров художественной самодеятельности и т.д.