13. 12 .Специалисты культурно-досуговой сферы
Подготовка специалистов в культурно-досуговой сфере ведется в основном в высших и средних специальных учебных заведениях культуры и искусства. Такого рода учебные заведения имеются фактически в каждом регионе Российской Федерации. Среди них 20 высших учебных заведений, включая Московский и Санкт-Петербургский университеты культуры и искусств, несколько академий и институтов, четыре вуза нового типа (регионального подчинения): Белгородский, Волгоградский, Смоленский и Чувашский институты культуры и искусств и др. Подготовку культурно-досуговых кадров осуществляют также почти 70 средних специальных учебных заведений.
В вузах культуры и искусств выделяется несколько групп специальностей социально-культурного профиля. Прежде всего, это: 07.14.01 «Социально-культурная деятельность» с многочисленным набором специализаций и 05.30.00 «Народное художественное творчество» с соответствующими специализациями. Сюда же следует отнести и специальность 05.27.00 «Библиотековедение и библиография». Особую группу образуют специальности организационно-управленческого характера: 06.08.00 «Экономика и управление на предприятии (культура и искусство)», 06.11.00 «Менеджмент организации» и др.
В соответствии с Государственными образовательными стандартами по социально-культурным и организационно-управленческим специальностям студенты получают широкий круг знаний организационно-творческого характера, овладевают практическими навыками и умениями в соответствующей отрасли.
Непосредственно по специальности 07.14.01 «Социально-культурная деятельность» (квалификация: менеджер СКД) большое внимание уделяется формированию организаторских навыков. Менеджер СКД должен быть знаком с экономическими и организационно-управленческими основами развития сферы своей профессиональной деятельности, уметь ставить управленческие задачи, организовывать, контролировать, корректировать и адекватно оценивать принимаемые решения.
Отдельно следует остановиться на вопросе об организаторских способностях специалистов социокультурной сферы. Ибо без развития организаторских способностей невозможно сформировать полноценного специалиста в данной сфере.
Подготовка руководящих и организаторских кадров в социокультурной сфере требует как можно более раннего распознавания организаторских способностей личности, а затем их целенаправленного развития. Профессиональные требования к личности работника социокультурной сферы включают в себя и еще один важный, на наш взгляд, компонент - этический. Суть его заключается в том, насколько личность осознает и соблюдает профессиональные требования применительно к себе самой.
Действительно, представители организационно-управленческих и творческих профессий социокультурного профиля руководствуются в своей деятельности не только различного рода положениями, уставами и должностными инструкциями, но и так называемыми нравственно-профессиональными постулатами, закрепленными в ряде случаев в своеобразных профессиональных кодексах этики. Особенно распространено создание профессиональных кодексов на Западе. Так, например, в США на протяжении нескольких десятилетий действует Профессиональный кодекс этики социального работника. В ряде зарубежных стран (США, Великобритания, Франция, Словакия и др.) приняты кодексы этики библиотечных работников. Аналогичные попытки создания кодексов этики предпринимаются и в нашей стране. Так, в течение 90-х годов XX столетия приняты «Кодекс профессиональной этики российского журналиста», «Кодекс чести российских бизнесменов» и др. В 1999 году принят «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря».
- 2. Специфика организационного процесса в социокультурной сфере
- 3. Законодательные основы организации и руководства нхт в Российской Федерации
- 4. Деятельность федеральных и региональных органов управления культурой по развитию нхт в современных условиях
- 5) Структура федеральных органов управления культурой. Управленческие взаимоотношения федеральных и региональных органов управления
- 1.Сущность понятий «организация», «организация социокультурного процесса», «управление», «руководство».
- 8. Учреждения социально-педагогической направленности
- Учреждения дополнительного образования детей и подростков
- Система учреждений социального обслуживания семьи и детей по месту жительства
- Специализированные учреждения по работе с трудными детьми и подростками
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- 13. 12 .Специалисты культурно-досуговой сферы
- 14. . Материально-техническое обеспечение коллективов народного художественного творчества
- 15. . Технология возрождения традиционного народного творчества в современных условиях
- 17. . Технология создания коллектива народного художественного творчества
- Методы выявления интересов:
- 19. Стадии и законы движения (развития) коллектива народного художественного творчества
- 1 Закон. Наличие большой общественно-значимой цели.
- 2 Закон. Правильное сочетание общественных и личных устремлений и интересов.
- 3 Закон. Наличие системы перспективных линий.
- 1. Ближняя перспектива.
- 2. Средняя перспектива.
- 3. Дальняя перспектива.
- 4 Закон. Формирование общественного мнения, выработка традиций коллектива народного художественного творчества.
- 20. . Планирование и учет работы коллектива народного художественного творчества
- Примерная структура плана коллектива народного художественного творчества
- I. Организационно-методическая работа
- II. Учебно-воспитательная, творческая работа
- 1. Понятие «народная художественная культура», его взаимосвязь с более широкими понятиями «культура», «художественная культура», «народная культура»
- 2. Ментальность и народное художественное сознание
- 3. Понятие «народное художественное творчество», фольклор
- 4. Нхк в структуре культуры общества
- 5. Ценностная система архаической культуры в современной нхк. (От Трош)))
- 12. Художественная самодеятельность в структуре народной культуры
- Мужские божества
- Род и рожаницы
- Русские вышивки и мифология
- 2. Рожаницы – мать и дочь
- Рожаницы внутри и около построек.
- 15. Распространение христианства и его влияние на содержание и символику народной художественной культуры
- 16. Петровские преобразования и их влияние на изменения в народной художественной культуре. Послепетровская эпоха (XVIII-XIX вв.)
- 21. Народная художественная культура в традиционных праздниках и обрядах. Зимние праздники: Рождество, Крещение, масленица
- Календарь Древней Руси
- Народные традиции в России
- 24. Народный театр как способ выражения системы духовных ценностей. Воинствующий характер искусства скоморохов