Педагогические идеи и опыт работы с.Т. Шацкого, п.П. Блонского.
С. Т. Шацкий (1878-1934) родился в Смоленске, закончил Московский университет, изучал математику, медицину, Московская консерватория. Деятельность Ш. связана с детьми, большим экспериментом.
1 период – в Щелково 1905г. создал летнюю трудовую колонию. Идея трудового свободного воспитания, реализует самообслуживание ( строят дачу, готовят еду, составляют распорядок дня).Колонию закрыли. Вывод: дети сильно влияют друг на друга, отсюда следует коллективизм. Авторитет полезен, если в нем нет прямого воздействия.
2 период – создает детское общество «Setlement»: детский сад, школа, политехнические курсы, мастерская для девочек и столярная мастерская для мальчиков. Уделял внимание развитию детского творчества. Искусство, детское самоуправление. В 1907 г. общество закрыли. Ш. уезжает из России. В 1909 г. возвращается, открывает детское общество «Детский труд и отдых». Написал 2 работы: «Задачи общества», «Детский труд и отдых». Дети после учебы занимаются трудовой деятельностью, проводят свободное время в кружках, клубах, внеклассная работа. Вывод: деятельность должна носить творческий и созидательный характер. Взрослые должны подавать достойный пример для подражания.
В 1911 в Калужской области общество «Бодрая жизнь», где дети проводят летнее время. Самоуправление, трудовая деятельность ( помощь малоимущим, трудовая деятельность, сбор урожая, возделывание земли). Жизнь коллектива управляется самостоятельно коллективом. Желательно объединять детей на долгое время – образовывать учреждения, где они занимались бы интеллектуальным трудом.
В 1919 г. получил должность первой опытной станции по народному образованию. 2 центра: Москва и Калужская область. 5 детских садов, 16 школ 1-ой ступени, 3 школы 2-ой ступени, 2 интерната, музей-выставка по педагогике, учительские курсы. Комплексное учебное учреждение. Ш. работал там с 1919 по 1929 гг.Затем – директор консерватории.
Идеи Ш.:
1) в основе единство умственного и физического труда;
2) проблема педагогики среды, как школа может благоприятно влиять на окружающую среду. Социализация личности. Связывает педагогики, психологию, географию, соц. элементы.
Дети обучались в школе 1-ой ступени, затем проходили практику в школьных мастерских; проводили выступления перед населением; игровая, творческая, физическая, интеллектуальная, трудовая деят-ть.
Метод: опыт 3 его элемента: 1) личный опыт; 2) организованный опыт; 3) опыт, приобретенный на основе упражнений.
Пед. вгляды и деят-ть Блонского.
Пав. Петр. Блонский (1884- 1941) – пед-г, псих-г, теоретик трудов. школы. Закончил Киевск. Универс., увлёкся филос-й и психол-ей. Этапы его пед. деят-ти : 1) 1908-13 г.г. период ученичества в под-ке. Изуч. труды зарубежн. пед-ов : «Что такое школа?», «Что такое восп-е, педология?». Пишет ряд работ : «Введение в дошк. восп-е», «Курс лекций по пед-ке», «Школа и раб. класс», «Школа и обществ. строй». 2) период 1914-16 г.г. – годы пед. просветительства. Уделял внимание проблеме врожд. способн-й реб-ка, его личн. хар-ки. Выводы: взаимод-е внутр. и внешн. факторов. Осн. метод познания реб-ом соц. среды – труд. Труд д. иметь обществ., соц. –ценностный хар-р, необх-мо опираться на школьн. самоуправл-е, д. б. связан с нравств. восп-ем. 3) период 1917-21 г.г. – годы труд. школы. Школа – дело гос-ое, д. носить трудов., политехн. хар-р. Труд д. б. целесообр-ым, развивать эстет. чувства, д. б. творческим, созидающ. хар-ра. Смысл труд. восп-я – восп-е чел-ка сильного, способного решать все проблемы. Коллективн. хар-р, знакомство с инстумет. трудом. Школа д.б. промежут. звеном между реб-ком и окр. средой. 4) период 1922-24 г.г. участие в разработке программ ВУЗа. Комплексное образов-е. Труд, общ-во, чел-к. Межпредметн. хар-р обуч-я. Блонский разработал эти прог-мы для нач. шк. 5) 1924-28 г.г. педологич. период – описал, что из себя представляет каждый возраст, методы воздействия на реб-ка в кажд. возр-те.
- Предмет и задачи истории педагогики как науки и учебной дисциплины.
- Зарождение воспитания в первобытном обществе.
- Воспитание, школа и педагогическая мысль в рабовладельческом обществе.
- Просвещение и педагогическая мысль в Западной Европе в средневековье (X – XIII вв.).
- Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.
- Воспитание и педагогическая мысль в Древней Руси до XII века.
- Просветительская деятельность е. Полоцкой, педагогическое наследие к. Туровского.
- Развитие просвещения на белорусских землях после распада Киевской Руси до XVII века (типы школ).
- Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации (ф. Скорина, н. Гусовский, с. Будный).
- Развитие школы в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации. Педагогические идеи в. Тяпинского, м. Смотрицкого, л. Зизания, к. Лыщинского,
- Просветительская деятельность и педагогические взгляды с. Полоцкого.
- Теоретические основы педагогики я.А. Коменского «Великая дидактика», «Законы хорошо организованной школы».
- Обоснование я.А. Коменским возрастной периодизации, системы школ и классно-урочной системы организации школьного обучения.
- Я.А.Коменский о роли воспитания в формировании личности, о его целях и задачах.
- Педагогическая концепция Дж. Локка.
- Теория свободного и естественного воспитания ж.-ж. Руссо.
- Французские материалисты XVIII в. О воспитании (д. Дидро, а. Гельвеций). Дени Дидро(1713-1784)
- Клод Адриан Гельвеций(1715-1771)
- Просветительские реформы России в первой половине XVIII века. Возникновение государственных светских школ и сословной системы образования.
- Развитие образования в России во второй половине XVIII века.
- Образование и педагогическая мысль в Беларуси в XVIII веке.
- Педагогическая деятельность и педагогические мысли м. Ломоносова. Открытие Московского университета.
- Педагогическая деятельность и педагогические идеи просветителей первой половины XVIII века в России (и.И. Бецкой, ф.И. Янкович, н.И. Новиков, а.Н. Радищев).
- Педагогическая деятельность и мысль и.Г. Песталоцци.
- Педагогические идеи а. Дистервега.
- Вклад Иоган Фридрих Гербарта в педагогическую науку.
- Становление системы образования России и Беларуси в первой половине XIX века. Просветительские реформы Александра I (Уставы 1804, 1828).
- В.Т. Белинский и а.И. Герцен – основатели русской революционно-демократической педагогики 30 – 40-х гг. Идеал воспитания нового человека.
- Педагогические взгляды и деятельность н.И. Пирогова.
- Философско-педагогические взгляды и деятельность л.Н. Толстого.
- К.Д. Ушинский – основатель русской педагогической науки. Педагогика как наука и искусство.
- К.Д. Ушинский о роли наследственности, среды и воспитания в развитии человека. Идея народности воспитания.
- Белорусское культурно-просветительское возрождение и общественно-педагогическое движение за преобразование школьного дела в Беларуси второй половины XIX – начала XX в.
- Демократическая педагогическая мысль в России конца XIX – начала XX в. (п.Ф. Лесгафт, п.Ф. Каптерев, в.П. Вахтеров, к.Н. Вентцель).
- Реформаторская педагогика стран Запада и сша в конце XIX – начала XX веков и ее основные течения.
- Развитие идей реформаторской педагогики (с. Френе, р. Штейнер, м. Монтессори, я. Корчак).
- Педагогические течения начала XX века.
- Перемены в области образования в России 1917 – 1920 годы. (Декреты, Постановления, Декларация о единой трудовой школе).
- Система образования, содержание, методики обучения и воспитания в советской школе в 20-30-е годы.
- А.В. Луначарский, н.К. Крупская как идеологи советской педагогики.
- Педагогические идеи и опыт работы с.Т. Шацкого, п.П. Блонского.
- Педагогические взгляды и деятельность а.С. Макаренко.
- Школа России и Беларуси в годы Великой Отечественной войны.
- Обновление и развитие школьной системы и характер учебно-воспитательного процесса в послевоенный период (1945-1961гг.).
- Научно-педагогические идеи и концепции в развитии образования в России и Беларуси в 1960-1980 годы.
- Вклад в.А. Сухомлинского в педагогическую теорию и практику.
- Школа и педагогика в Западной Европе и сша во второй половине XX века.
- Система образования и педагогическая мысль в России и в Республике Беларусь в 90-е годы XX века (Ведущие идеи педагогов-новаторов).
- Основополагающие документы о становлении и развитии образования и воспитания в Республике Беларусь на современном этапе.
- Реформирование системы образования в Республике Беларусь на современном этапе.