К.Д. Ушинский о роли наследственности, среды и воспитания в развитии человека. Идея народности воспитания.
Воспитание есть основа пед. системы Ушинского. Под народностью он понимал, своеобразие каждого народа, обусловленное историч. развитием, географич. и природными условиями. Лучшим выражением народности, по его мнению есть родной язык, история, география и религия.
Идея народности образования и воспитания – основа педагогической теории К.Д.Ушинского
В основе педагогической системы К.Д.Ушинского лежит идея народности. Это стержень его педагогической системы.
Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Принцип, идею народности он изложил в статье «О народном и общественном воспитании». К.Д.Ушинским были определены положения, на которых он строил принцип народности:
• русская педагогическая наука должна отражать воспитательные цели русского народа, его экономические, общественно-политические и культурно-просветительские интересы;
• русская педагогика должна быть самобытной, т.е.свободной от неразумного влияния педагогических теорий других стран;
• принцип народности должен быть реализован прежде всего через приоритет родного языка, как предмет школьного образования.
Важное место в трактовке народности К.Д.Ушинский отводил идее труда как ведущего фактора развития личности (видел в подготовке ребенка к трудовой деятельности вхождение в народную жизнь); знакомству детей с историей, географией страны, ее природой, обрядами, которые считал источником народного воспитания.
Идея народности предусматривала бессословное образование, обучение детей обоего пола.
-
Развитие революционно-демократических идей в 60 – 90 гг. XIX века. Н.Т. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, К. Калиновский – представитель белорусского революционно-демократического движения в Беларуси.
Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889), писатель, философ, экономист, придавал просвещению, народному образованию огромное внимание, критиковал крепостническое воспитание, считая. Что подлинное просвещение народа станет возможным только тогда, когда народные массы революционным путем возьмут власть в свои руки.
Цель воспитания по Чернышевскому – подготовка граждан-борцов с самодержавием, людей, ставящих общественные интересы на первое место и горячо любящих свою родину. Такими людьми он изобразил героев своего романа «Что делать?». Писатель выдвигал идею всестороннего образования и воспитания человека, доказывал, что обучение должно вооружать учащихся не только суммой знаний, но и развивать их самостоятельное мышление, способствовать выработке целостного научного мировоззрения.
Во взглядах на воспитание и образование сходился с Н.Г. Чернышевским его единомышленник Николай Александрович Добролюбов (1836 - 1861), литературный критик, публицист. Ему принадлежат специальные работы по вопросам образования и воспитания – «О значении авторитета в воспитании», «О народном воспитании» и др. Добролюбов критиковал ущемление права на образование в России того времени из-за сословных, религиозных, национальных ограничений. Полноценное образование, замечал он, остается в русском обществе «монополией богатых».
Целью образования он полагал не столько сообщение неких знаний, сколько научение «думать самостоятельно, внушить… любовь к знаниям, сообщить … ясные и полные понятия, дать материал для деятельности всем способностям и полный простор для их развития».
- Предмет и задачи истории педагогики как науки и учебной дисциплины.
- Зарождение воспитания в первобытном обществе.
- Воспитание, школа и педагогическая мысль в рабовладельческом обществе.
- Просвещение и педагогическая мысль в Западной Европе в средневековье (X – XIII вв.).
- Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.
- Воспитание и педагогическая мысль в Древней Руси до XII века.
- Просветительская деятельность е. Полоцкой, педагогическое наследие к. Туровского.
- Развитие просвещения на белорусских землях после распада Киевской Руси до XVII века (типы школ).
- Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации (ф. Скорина, н. Гусовский, с. Будный).
- Развитие школы в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации. Педагогические идеи в. Тяпинского, м. Смотрицкого, л. Зизания, к. Лыщинского,
- Просветительская деятельность и педагогические взгляды с. Полоцкого.
- Теоретические основы педагогики я.А. Коменского «Великая дидактика», «Законы хорошо организованной школы».
- Обоснование я.А. Коменским возрастной периодизации, системы школ и классно-урочной системы организации школьного обучения.
- Я.А.Коменский о роли воспитания в формировании личности, о его целях и задачах.
- Педагогическая концепция Дж. Локка.
- Теория свободного и естественного воспитания ж.-ж. Руссо.
- Французские материалисты XVIII в. О воспитании (д. Дидро, а. Гельвеций). Дени Дидро(1713-1784)
- Клод Адриан Гельвеций(1715-1771)
- Просветительские реформы России в первой половине XVIII века. Возникновение государственных светских школ и сословной системы образования.
- Развитие образования в России во второй половине XVIII века.
- Образование и педагогическая мысль в Беларуси в XVIII веке.
- Педагогическая деятельность и педагогические мысли м. Ломоносова. Открытие Московского университета.
- Педагогическая деятельность и педагогические идеи просветителей первой половины XVIII века в России (и.И. Бецкой, ф.И. Янкович, н.И. Новиков, а.Н. Радищев).
- Педагогическая деятельность и мысль и.Г. Песталоцци.
- Педагогические идеи а. Дистервега.
- Вклад Иоган Фридрих Гербарта в педагогическую науку.
- Становление системы образования России и Беларуси в первой половине XIX века. Просветительские реформы Александра I (Уставы 1804, 1828).
- В.Т. Белинский и а.И. Герцен – основатели русской революционно-демократической педагогики 30 – 40-х гг. Идеал воспитания нового человека.
- Педагогические взгляды и деятельность н.И. Пирогова.
- Философско-педагогические взгляды и деятельность л.Н. Толстого.
- К.Д. Ушинский – основатель русской педагогической науки. Педагогика как наука и искусство.
- К.Д. Ушинский о роли наследственности, среды и воспитания в развитии человека. Идея народности воспитания.
- Белорусское культурно-просветительское возрождение и общественно-педагогическое движение за преобразование школьного дела в Беларуси второй половины XIX – начала XX в.
- Демократическая педагогическая мысль в России конца XIX – начала XX в. (п.Ф. Лесгафт, п.Ф. Каптерев, в.П. Вахтеров, к.Н. Вентцель).
- Реформаторская педагогика стран Запада и сша в конце XIX – начала XX веков и ее основные течения.
- Развитие идей реформаторской педагогики (с. Френе, р. Штейнер, м. Монтессори, я. Корчак).
- Педагогические течения начала XX века.
- Перемены в области образования в России 1917 – 1920 годы. (Декреты, Постановления, Декларация о единой трудовой школе).
- Система образования, содержание, методики обучения и воспитания в советской школе в 20-30-е годы.
- А.В. Луначарский, н.К. Крупская как идеологи советской педагогики.
- Педагогические идеи и опыт работы с.Т. Шацкого, п.П. Блонского.
- Педагогические взгляды и деятельность а.С. Макаренко.
- Школа России и Беларуси в годы Великой Отечественной войны.
- Обновление и развитие школьной системы и характер учебно-воспитательного процесса в послевоенный период (1945-1961гг.).
- Научно-педагогические идеи и концепции в развитии образования в России и Беларуси в 1960-1980 годы.
- Вклад в.А. Сухомлинского в педагогическую теорию и практику.
- Школа и педагогика в Западной Европе и сша во второй половине XX века.
- Система образования и педагогическая мысль в России и в Республике Беларусь в 90-е годы XX века (Ведущие идеи педагогов-новаторов).
- Основополагающие документы о становлении и развитии образования и воспитания в Республике Беларусь на современном этапе.
- Реформирование системы образования в Республике Беларусь на современном этапе.