logo
pedagogika (2)

К.Д. Ушинский о роли наследственности, среды и воспитания в развитии человека. Идея народности воспитания.

Воспитание есть основа пед. системы Ушинского. Под народностью он понимал, своеобразие каждого народа, обусловленное историч. развитием, географич. и природными условиями. Лучшим выражением народности, по его мнению есть родной язык, история, география и религия.

Идея народности образования и воспитания – основа педагогической теории К.Д.Ушинского

В основе педагогической системы К.Д.Ушинского лежит идея народности. Это стержень его педагогической системы.

Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Принцип, идею народности он изложил в статье «О народном и общественном воспитании». К.Д.Ушинским были определены положения, на которых он строил принцип народности:

• русская педагогическая наука должна отражать воспитательные цели русского народа, его экономические, общественно-политические и культурно-просветительские интересы;

• русская педагогика должна быть самобытной, т.е.свободной от неразумного влияния педагогических теорий других стран;

• принцип народности должен быть реализован прежде всего через приоритет родного языка, как предмет школьного образования.

Важное место в трактовке народности К.Д.Ушинский отводил идее труда как ведущего фактора развития личности (видел в подготовке ребенка к трудовой деятельности вхождение в народную жизнь); знакомству детей с историей, географией страны, ее природой, обрядами, которые считал источником народного воспитания.

Идея народности предусматривала бессословное образование, обучение детей обоего пола.

  1. Развитие революционно-демократических идей в 60 – 90 гг. XIX века. Н.Т. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, К. Калиновский – представитель белорусского революционно-демократического движения в Беларуси.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889), писатель, философ, экономист, придавал просвещению, народному образованию огромное внимание, критиковал крепостническое воспитание, считая. Что подлинное просвещение народа станет возможным только тогда, когда народные массы революционным путем возьмут власть в свои руки.

Цель воспитания по Чернышевскому – подготовка граждан-борцов с самодержавием, людей, ставящих общественные интересы на первое место и горячо любящих свою родину. Такими людьми он изобразил героев своего романа «Что делать?». Писатель выдвигал идею всестороннего образования и воспитания человека, доказывал, что обучение должно вооружать учащихся не только суммой знаний, но и развивать их самостоятельное мышление, способствовать выработке целостного научного мировоззрения.

Во взглядах на воспитание и образование сходился с Н.Г. Чернышевским его единомышленник Николай Александрович Добролюбов (1836 - 1861), литературный критик, публицист. Ему принадлежат специальные работы по вопросам образования и воспитания – «О значении авторитета в воспитании», «О народном воспитании» и др. Добролюбов критиковал ущемление права на образование в России того времени из-за сословных, религиозных, национальных ограничений. Полноценное образование, замечал он, остается в русском обществе «монополией богатых».

Целью образования он полагал не столько сообщение неких знаний, сколько научение «думать самостоятельно, внушить… любовь к знаниям, сообщить … ясные и полные понятия, дать материал для деятельности всем способностям и полный простор для их развития».