logo
pedagogika (2)

Демократическая педагогическая мысль в России конца XIX – начала XX в. (п.Ф. Лесгафт, п.Ф. Каптерев, в.П. Вахтеров, к.Н. Вентцель).

Принимая во внимание то, как те или иные педагогические направления решают антропологические проблемы, в мировой педагогике выделяют несколько наиболее значимых течений в теории и практике образования.

Педагогические течения начала 20 века были обусловлены особенностями эпохи: технизация производства, кризис в общественном сознании, поляризация социальных идеалов.

Появляется антропологическое течение в педагогике. Обоснование антропологии как науки о душе, теле, назначении человека. Философия рассматривается как научная основа педагогики.

Лесгафт

Крупный учёный в области биологии. Написал 2-ух томный труд «Рук-во к физич образованию детей школьного образования». Легафт разработал ориг сис-му физ воспит. Он открывал в городвх детских спорт плошадок, залов, комнат гимнастики в уч завед. Им написана большая работа «Семейное воспитание ребёнка и его значение» . Лесгафт считал что в семье следует уважать личность ребёнка, признавать за ним право на самостоятельную деятельности. Считал важным дисциплину поведения, развитие сознательного отношения к поступкам. Считал необходимым умств и физич упр и подвиж игры. Характеризует особенности внутр мира и поведения детей дошкольного возраста.

Каптерев

Крупнейший российский педагог, историа педагогики, психолог. Написал6 «Педагогический процесс», «Дидактические отчерки», «История русской пед-ки», «Этюды по психологии народов», «Обучение детей дошкольного возраста», всего40 монографий и 500 статей. Ввёл новое понятие педагогич процесс.Считал что общее образование есть развитие личности предметами. Важнейшим принципом пед-ки считал индивидуализацию воспитания и обучения. Центральной проблемой всей пед-ки считал развитие и воспитание характера и воли.Выступал за автономия школы, свободу взглядов учителя. Считал что улучшение правового и материального состояния учителя привлечёт к этой деятельности способых людей.

Вахтеров

Известный деятель народного образования, педагог, метадист, обогативший различные отрасли пед-ки. Особое знач уделял проблеме развития ребёнка. Представил учение и воспитание как единый процесс. Он обучал с учётом учётом достижения смежных наук о чел-ке. Вахтеров много внимания уделял разпаботке проблем соотношения общего и проф образования.

По аналогии с возникавшими в Западной Европе альтернативными педагогическим системами, в России этого периода появились частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения: