Просветительская деятельность е. Полоцкой, педагогическое наследие к. Туровского.
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX - ХШ вв. Просветительская деятельность Е. Полоцкой, педагогическое наследие К. Туровского.
Большую роль в развитии письменности в Полоцком княжестве и в соседних с ним местах сыграла Ефросинья Полоцкая (1110? - 23.05.1173). Ефросинья мечтала сама переписывать книги. Сколько книг она переписала за свою жизнь неизвестно, но это было большой и кропотливой работой, так как не существовало другого способа "издать" книгу. Этому делу и посвятила свою жизнь полоцкая просветительница. Но этой деятельности ей было мало. Она мечтала расширить переписку книг, поэтому основала в Полоцке два монастыря - женский и мужской, а при них организовала мастерские по переписыванию книг и школы для девочек и мальчиков. Этим она помогла развитию школьного дела, тем более, что по написанным ее книгах дети учились грамоте, а ее школы для того времени были передовыми и по программе и по контингенту учеников, большая часть которых была из простых семей. Культурно-просветительская деятельность Ефросиний Полоцкой проявилась и в других направлениях. Ефросинья призывала князей Киевской Руси к окончанию междоусобиц.
В конце своей жизни отправилась в далекое опасное путешествие в Палестину. В Иерусалиме она заболела и умерла, когда ей было 53 года. Ее тело было перевезено в Киев и захоронено в Киево-Печерской Лавре. За свою просветительскую деятельность Ефросинья Полоцкая была признана святой опекуншей полоцкой земли.
Кирнла Туровский (1130 - 1182), который за свое мастерство и художественное слово был прозван вторым Златоустом. Он был очень образованным человеком: очевидны его познания в грамматике, диалектике, богословии. Кирилл глубоко изучил Ветхий и Новый Заветы и многочисленные их толкования, что давало ему возможность и самому составлять серьезные богословские комментарии. Еще в детстве великий просветитель овладел греческим языком. Его отец был богатым человеком, поэтому заранее побеспокоился, чтобы сын научился читать и писать. Учился К. Туровский в Турове, т.к. там находилось немало приезжих греков. Особенно много их приехало во время правления Святополка Изяславовича.
С приходом из Византии христианства К. Туровский сразу принял новую веру. Чтобы постичь книжную мудрость просветитель стал послушником одного из монастырей, где продолжил образование и самообразование. Там он решил посвятить свою жизнь благородному делу - помочь людям понять смысл их существования и содействовать нравственно-духовному усовершенствованию общества. Более 13 лет К.Туровский был в епископском сане, и за это время он создал свои лучшие произведения. Все его творчество проникнуто идеей возможности нравственно-духовного усовершенствования каждой личности и общества в целом. Кирилл считал, что важнейшим нравственным качеством является любовь. Важнейшим проявлением любви является милосердие. К. Туровского как учителя волновало то, что грамотность и образование становились привилегией только отдельных сословий. Большую педагогическую ценность имели "Поучения" К. Туровского о воспитании в человеке положительных качеств. Его произведения вместе с "Поучениями Владимира Мономаха" имели большое значение в развитии педагогической мысли на Руси. У К.Туровского нет педагогической системы, его мысли о воспитании и обучении золотым зерном разбросаны в его произведениях. Многие из них имеют поучительное и воспитательное значение: они направлены против обмана, лживости, обжорства, дармоедства, зла и насилия. В одном из своих поучений он призывал не отказываться от чтения книг. Он советовал читать сознательно, с "разумом". К. Туровский написал одно из наиболее замечательных произведений "Притчу о человеческой душе и теле", что известно еще под названием "Притча о слепом и хромом".К. Туровский является писателем, оратором, просветителем и педагогом.
- Предмет и задачи истории педагогики как науки и учебной дисциплины.
- Зарождение воспитания в первобытном обществе.
- Воспитание, школа и педагогическая мысль в рабовладельческом обществе.
- Просвещение и педагогическая мысль в Западной Европе в средневековье (X – XIII вв.).
- Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.
- Воспитание и педагогическая мысль в Древней Руси до XII века.
- Просветительская деятельность е. Полоцкой, педагогическое наследие к. Туровского.
- Развитие просвещения на белорусских землях после распада Киевской Руси до XVII века (типы школ).
- Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации (ф. Скорина, н. Гусовский, с. Будный).
- Развитие школы в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации. Педагогические идеи в. Тяпинского, м. Смотрицкого, л. Зизания, к. Лыщинского,
- Просветительская деятельность и педагогические взгляды с. Полоцкого.
- Теоретические основы педагогики я.А. Коменского «Великая дидактика», «Законы хорошо организованной школы».
- Обоснование я.А. Коменским возрастной периодизации, системы школ и классно-урочной системы организации школьного обучения.
- Я.А.Коменский о роли воспитания в формировании личности, о его целях и задачах.
- Педагогическая концепция Дж. Локка.
- Теория свободного и естественного воспитания ж.-ж. Руссо.
- Французские материалисты XVIII в. О воспитании (д. Дидро, а. Гельвеций). Дени Дидро(1713-1784)
- Клод Адриан Гельвеций(1715-1771)
- Просветительские реформы России в первой половине XVIII века. Возникновение государственных светских школ и сословной системы образования.
- Развитие образования в России во второй половине XVIII века.
- Образование и педагогическая мысль в Беларуси в XVIII веке.
- Педагогическая деятельность и педагогические мысли м. Ломоносова. Открытие Московского университета.
- Педагогическая деятельность и педагогические идеи просветителей первой половины XVIII века в России (и.И. Бецкой, ф.И. Янкович, н.И. Новиков, а.Н. Радищев).
- Педагогическая деятельность и мысль и.Г. Песталоцци.
- Педагогические идеи а. Дистервега.
- Вклад Иоган Фридрих Гербарта в педагогическую науку.
- Становление системы образования России и Беларуси в первой половине XIX века. Просветительские реформы Александра I (Уставы 1804, 1828).
- В.Т. Белинский и а.И. Герцен – основатели русской революционно-демократической педагогики 30 – 40-х гг. Идеал воспитания нового человека.
- Педагогические взгляды и деятельность н.И. Пирогова.
- Философско-педагогические взгляды и деятельность л.Н. Толстого.
- К.Д. Ушинский – основатель русской педагогической науки. Педагогика как наука и искусство.
- К.Д. Ушинский о роли наследственности, среды и воспитания в развитии человека. Идея народности воспитания.
- Белорусское культурно-просветительское возрождение и общественно-педагогическое движение за преобразование школьного дела в Беларуси второй половины XIX – начала XX в.
- Демократическая педагогическая мысль в России конца XIX – начала XX в. (п.Ф. Лесгафт, п.Ф. Каптерев, в.П. Вахтеров, к.Н. Вентцель).
- Реформаторская педагогика стран Запада и сша в конце XIX – начала XX веков и ее основные течения.
- Развитие идей реформаторской педагогики (с. Френе, р. Штейнер, м. Монтессори, я. Корчак).
- Педагогические течения начала XX века.
- Перемены в области образования в России 1917 – 1920 годы. (Декреты, Постановления, Декларация о единой трудовой школе).
- Система образования, содержание, методики обучения и воспитания в советской школе в 20-30-е годы.
- А.В. Луначарский, н.К. Крупская как идеологи советской педагогики.
- Педагогические идеи и опыт работы с.Т. Шацкого, п.П. Блонского.
- Педагогические взгляды и деятельность а.С. Макаренко.
- Школа России и Беларуси в годы Великой Отечественной войны.
- Обновление и развитие школьной системы и характер учебно-воспитательного процесса в послевоенный период (1945-1961гг.).
- Научно-педагогические идеи и концепции в развитии образования в России и Беларуси в 1960-1980 годы.
- Вклад в.А. Сухомлинского в педагогическую теорию и практику.
- Школа и педагогика в Западной Европе и сша во второй половине XX века.
- Система образования и педагогическая мысль в России и в Республике Беларусь в 90-е годы XX века (Ведущие идеи педагогов-новаторов).
- Основополагающие документы о становлении и развитии образования и воспитания в Республике Беларусь на современном этапе.
- Реформирование системы образования в Республике Беларусь на современном этапе.