Категории одаренных детей
В школе можно выделить следующие категории детей:
учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем школьном возрасте);
учащиеся с признаками специальной, умственной одаренности в определенной области науки или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);
учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).
Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте двух-пяти лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам"; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как они не понимают, что восприятие мира у всех разное.
По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.
Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других "стандартных" решений. Общая одаренность выражается в более "быстром" обнаружении решения.
Одаренные дети:
как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;
настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.
Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками. Описание признаков видов одаренности приводит А.И.Доровской в книге "Дидактические основы развития одаренности учащихся" (см. приложение 6) .
К методам выявления одаренных детей относятся:
наблюдение;
общение с родителями;
работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
Примерное содержание работы педагога-психолога с одаренными детьми, Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей, Анкета "Как распознать одаренность", Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей, IМетодика "интеллектуальный портрет", Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа - в полной версии статьи, которую вы можете прочитать полностью в журнале "Справочник педагога-психолога. Школа"
- 1. Цели и основные задачи психолога в образовательных организациях разного типа.
- 2. Основные законодательно-правовые и нормативные акты, регулирующие деятельность психолога в образовательных организациях.
- 3. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования и реализации фгос ноо.
- 4. Требования к профессиональным и личностным качествам педагога-психолога.
- 14.1. Профессиональные качества психолога
- 14.3. Личностные качества психолога
- 5. Основные принципы работы педагога-психолога в дошкольных образовательных организациях и школе.
- 6. Формы работы педагога-психолога в образовательных организациях разного типа.
- 8. Особенности взаимодействия психолога с педагогами на разных этапах обучения
- 10. Специфика взаимодействия психолога с родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей и подростков
- 12. Требования к оформлению кабинета педагога-психолога (место расположения в школе, оснащение кабинета психолога в образовательной организации). Организация рабочего пространства кабинета
- Оснащение кабинета
- 13. Требования к основной документации психолога в образовательной организации.
- 14. Требования к ведению специальной документации: план работы психолога, циклограмма дня, психологическая карта на ребенка.
- 15. Понятия «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «здоровьесберегающие образовательные технологии».
- 17. Средства и методы сохранения и укрепления психологического здоровья у детей и подростков. ??????????????????
- 18. Особенности создания безопасной образовательной среды в условиях образовательных организаций.
- 19. Создание доброжелательного климата в школе, в классе.
- 21. Основные уровни психопрофилактической работы в образовательной организации.
- 30 Вопрос
- Требования, предъявляемые к методической разработке:
- 31 Вопрос
- 32 Вопрос
- 33 Вопрос
- 34 Вопрос
- Психологический тренинг как форма развивающей работы в школе
- 35 Вопрос Конструирование развивающих психологических ситуаций в школьной образовательной среде
- 36 Вопрос
- 37 Вопрос
- 38 Вопрос
- 39 Вопрос
- 40 Вопрос
- 42 Вопрос
- 43 Вопрос
- Первый этап – поступление ребенка в школу.
- Второй этап – адаптация детей в школе.
- Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, имеющими повышенный, высокий уровни тревожности.
- 44 Вопрос
- 45 Вопрос
- Задачи психолого-педагогического сопровождения
- Категории одаренных детей
- 46 Вопрос