33 Вопрос
Психологические возможности игры
Мы в своей деятельности опираемся на определение игры Й. Хейзинга: «Мы можем назвать игру, свободной деятельностью, которая осознается как «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющим, непреследует при этом никакого прямого материального интереса, не ищет пользы, — свободной деятельностью, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой».
Хорошая игра — это психологический эксперимент, который ставит сам на себе каждый участник. Его результаты не всегда предсказуемы, более того, чаще всего неожиданны. Ино гда очень болезненны.
Для определенных детей (да и взрослых) за желанием играть стоит потребность в сильных и целостных эмоциональных переживаниях. Особенно это характерно для младших школьников, пятиклассников. Скажем так, для них это в целом нормально. Игры предоставляют им возможность эмоционально отреагировать различные переживания и трудности, построить на уровне чувств отношения с окружающими, научиться контролировать и регулировать свой буйный внутренний мир. У ряда людей такое отношение остается на долгие годы. Для другой группы людей любого возраста, а как некоторая закономерность — для школьников 11—14 лет, игра является как бы безопасным пространством построения отношений с окружающими людьми. Наконец для части людей, в возрастном аспекте — для старших школьников, характерно восприятие игры как психологической возможности, возможности понять себя и других, увидеть и прочувствовать перспективы развития, прожить модели поведения, отношений, которые до этого казались невозможными или были недоступны.
Опыт показывает: без обучающей поддержки взрослых, само по себе развитие через игру не осуществляется.
Итак, игра как психологический метод в школе может быть использована, как минимум для решения трех последовательных задач:
Научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в его мир и отношения.
Научить быть свободным в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми.
Научить осмыслять игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов. Настоящая психологическая игра — это очень серьезно и по своим возможностям при серьезном подходе, и по своим последствиям при неграмотном.
Итак, соотнесем особенности игры как деятельности и ее психолого-педагогические возможности. Игра:
• Внутренне мотивированная самоценная для человека дея тельность. Если мы исходим из того, что естественное со стояние человека — это состояние деятеля, инициатора собственного развития, то мы согласимся с тем, что в игре человек чувствует себя естественно, адекватно своей чело веческой природе.
Человек включается в нее целиком: всем своим интеллектуальным, личностным, эмоциональным потенциалом, всем своим жизненным опытом и творческими ресурсами. Следовательно, игра предоставляет широчайшие возможности для развития и саморазвития, так как человек находится в со стоянии «максимальной готовности» к этому.
Задает участнику правила поведения, границы дозволенного, временные пределы самореализации в данном игровом пространстве. Очевидно, что благодаря этому игра предостав ляет значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки.
Является «экспериментальной площадкой» личности, позволяет чувствовать себя свободным от всех ограничений (стереотипов, шаблонов мышления и привычных вариантов решения проблемы), не наложенных самой игрой. Игра позволяет осмыслить и понять себя, увидеть(почувствовать) перспек тивы изменения, примерить новые модели отношений к миру и себе, которые, возможно, останутся с человеком и за предела ми игрового пространства.
По сути своей деятельность совместная, предполагающая коллективную взаимозависимость и расширение личных возможностей за счет привлечения потенциала других участников.
Игра развивает важнейшие социальные навыки и умения: эмпатии, кооперации, разрешения конфликтов путем сотрудничества. Учит человека видеть ситуацию глазами другого.
Малые игры можно классифицировать по многим основаниям:
По функциональной направленности. В малых играх очень часто формируются различные навыки и умения, развиваются те или иные свойства, психические процессы и т.д. Правильнее говорить об основной линии игры, приоритетной задаче, но организовывать игру с учетом ее комплексного воздействия.
По решаемым задачам: на знакомство, на сплочение, на регуляцию эмоционального состояния, на снятие агрессии, на доверие, на коррекцию ролевых позиций и т.д.
По участникам: игры бывают индивидуальные, интерактивные. Интерактивные могут быть парные, в малой группе, межгрупповые, массовые.
По типу игровых процессов: проектные, деловые, ролевые.
Обязательный набор элементов игры выглядит следующим образом: роль, правила, игровые действия, игровой процесс, игровой итог. В разных играх значение то или иного элемента может быть различным. Может быть сделан акцент на роль и ее принятие (соблюдение), на правило (его удержание) или на игровые действия (их порядок, характер).
Очень важный и интересный вопрос связан с позицией взрослого в детской игре. В целом роль взрослого в игровом процессе может сводиться к одному, нескольким или всей совокупности действий из следующего перечня:
Взрослый предлагает «поиграть» или конкретную игру.
Взрослый организует процесс игры (задает сюжет, правила, распределяет роли)
Взрослый занимает в игре определенную позицию (контро лера правил; поддерживающего наблюдателя; арбитра, жюри; участника).
Взрослый поддерживает эмоционально положительный климат во время игры • Взрослый организует обсуждение игры.
Взрослый стимулирует детей к «игротворчеству». При всем разнообразии и богатстве возможностей «малые» игры уступают «большим». Именно о последних хотелось бы поговорить подробно.
- 1. Цели и основные задачи психолога в образовательных организациях разного типа.
- 2. Основные законодательно-правовые и нормативные акты, регулирующие деятельность психолога в образовательных организациях.
- 3. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования и реализации фгос ноо.
- 4. Требования к профессиональным и личностным качествам педагога-психолога.
- 14.1. Профессиональные качества психолога
- 14.3. Личностные качества психолога
- 5. Основные принципы работы педагога-психолога в дошкольных образовательных организациях и школе.
- 6. Формы работы педагога-психолога в образовательных организациях разного типа.
- 8. Особенности взаимодействия психолога с педагогами на разных этапах обучения
- 10. Специфика взаимодействия психолога с родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей и подростков
- 12. Требования к оформлению кабинета педагога-психолога (место расположения в школе, оснащение кабинета психолога в образовательной организации). Организация рабочего пространства кабинета
- Оснащение кабинета
- 13. Требования к основной документации психолога в образовательной организации.
- 14. Требования к ведению специальной документации: план работы психолога, циклограмма дня, психологическая карта на ребенка.
- 15. Понятия «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «здоровьесберегающие образовательные технологии».
- 17. Средства и методы сохранения и укрепления психологического здоровья у детей и подростков. ??????????????????
- 18. Особенности создания безопасной образовательной среды в условиях образовательных организаций.
- 19. Создание доброжелательного климата в школе, в классе.
- 21. Основные уровни психопрофилактической работы в образовательной организации.
- 30 Вопрос
- Требования, предъявляемые к методической разработке:
- 31 Вопрос
- 32 Вопрос
- 33 Вопрос
- 34 Вопрос
- Психологический тренинг как форма развивающей работы в школе
- 35 Вопрос Конструирование развивающих психологических ситуаций в школьной образовательной среде
- 36 Вопрос
- 37 Вопрос
- 38 Вопрос
- 39 Вопрос
- 40 Вопрос
- 42 Вопрос
- 43 Вопрос
- Первый этап – поступление ребенка в школу.
- Второй этап – адаптация детей в школе.
- Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, имеющими повышенный, высокий уровни тревожности.
- 44 Вопрос
- 45 Вопрос
- Задачи психолого-педагогического сопровождения
- Категории одаренных детей
- 46 Вопрос