logo
Документ Microsoft Office Word

33 Вопрос

Психологические возможности игры

Мы в своей деятельности опираемся на определение игры Й. Хейзинга: «Мы можем назвать игру, свободной деятельностью, которая осознается как «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющим, непреследует при этом никакого прямого материального интереса, не ищет пользы, — свободной деятельностью, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой».

Хорошая игра — это психологический эксперимент, который ставит сам на себе каждый участник. Его результаты не всегда предсказуемы, более того, чаще всего неожиданны. Ино гда очень болезненны.

Для определенных детей (да и взрослых) за желанием играть стоит потребность в сильных и целостных эмоциональных переживаниях. Особенно это характерно для младших школьников, пятиклассников. Скажем так, для них это в целом нормально. Игры предоставляют им возможность эмоционально отреагировать различные переживания и трудности, построить на уровне чувств отношения с окружающими, научиться контролировать и регулировать свой буйный внутренний мир. У ряда людей такое отношение остается на долгие годы. Для другой группы людей любого возраста, а как некоторая закономерность — для школьников 11—14 лет, игра является как бы безопасным пространством построения отношений с окружающими людьми. Наконец для части людей, в возрастном аспекте — для старших школьников, характерно восприятие игры как психологической возможности, возможности понять себя и других, увидеть и прочувствовать перспективы развития, прожить модели поведения, отношений, которые до этого казались невозможными или были недоступны.

Опыт показывает: без обучающей поддержки взрослых, само по себе развитие через игру не осуществляется.

Итак, игра как психологический метод в школе может быть использована, как минимум для решения трех последовательных задач:

Итак, соотнесем особенности игры как деятельности и ее психолого-педагогические возможности. Игра:

• Внутренне мотивированная самоценная для человека дея тельность. Если мы исходим из того, что естественное со стояние человека — это состояние деятеля, инициатора собственного развития, то мы согласимся с тем, что в игре человек чувствует себя естественно, адекватно своей чело веческой природе.

Малые игры можно классифицировать по многим основаниям:

  1. По функциональной направленности. В малых играх очень часто формируются различные навыки и умения, развиваются те или иные свойства, психические процессы и т.д. Правильнее говорить об основной линии игры, приоритетной задаче, но организовывать игру с учетом ее комплексного воздействия.

  2. По решаемым задачам: на знакомство, на сплочение, на регуляцию эмоционального состояния, на снятие агрессии, на доверие, на коррекцию ролевых позиций и т.д.

  3. По участникам: игры бывают индивидуальные, интерактивные. Интерактивные могут быть парные, в малой группе, межгрупповые, массовые.

  4. По типу игровых процессов: проектные, деловые, ролевые.

Обязательный набор элементов игры выглядит следующим образом: роль, правила, игровые действия, игровой процесс, игровой итог. В разных играх значение то или иного элемента может быть различным. Может быть сделан акцент на роль и ее принятие (соблюдение), на правило (его удержание) или на игровые действия (их порядок, характер).

Очень важный и интересный вопрос связан с позицией взрослого в детской игре. В целом роль взрослого в игровом процессе может сводиться к одному, нескольким или всей совокупности действий из следующего перечня: