34 Вопрос
Психологические уроки, как форма развивающей работы
Многие атрибуты урока, хорошо знакомые ученикам, могут быть задействованы в процессе психологического обучения: выполнение заданий в рабочей тетради, фронтальная работа, обсуждение домашних заданий, работа учебных групп и т.д. При этом минимум времени тратится на освоение учениками новых форм, максимум – на содержание.
Еще один «плюс» – урок привычно ставит ребенка на учебно - познавательную позицию. Да, конечно, опыт участия в уроках у ребенка гигантский, он видел много и всякого, и все же для преобладающего большинства детей урок – это ситуация познания нового. В отличие, скажем, от игры, которую еще нужно повернуть детям развивающей стороной, научить их относиться к игре как к новому опыту. Как это ни парадоксально звучит, игра (при всей ее природо и культуросообразности) – искусственная для сегодняшнего школьника форма обучения, а урок – привычно естественная.
Урок ригиден и объективно, и в детском восприятии. Его трудно менять, приспосабливая к решению каких либо иных задач кроме информационно проверочных. На уроке ученик может получить определенную порцию информации, с помощью взрослого переработать ее в знание, «упаковать» в систему уже имеющегося знания, при за просе – предъявить освоенное. Ну, кое-какие общеучебные навыки формируются. Опять таки связанные с восприятием и переработкой информации.
Очень трудно осваивать в рамках этой формы ценностное, творческое содержание, формировать коммуникативные навыки. В детском сознании урок прочно связан с оценкой, при отсутствии которой ценность урока значительно снижается, так как пропадает привычный критерий оценивания значимости ситуации, с принуждением к определенным действиям, с неподвижностью, жесткой эмоциональной саморегуляцией (так как на уроке большинство эмоций не уместно), регламентацией контактов и т.д. В общем, ситуация урока – это ситуация высоконормативная, что значительно затрудняет решение именно развивающих задач.
Это единственная форма развивающей работы, которая может быть регулярной и не зависящей от массы привходящих обстоятельств.
Значение психологических уроков как формы развивающей работы различно в разные периоды школьного обучения. Так как урок – это форма усвоения знаний, прежде всего, представляется, что их целесообразно проводить начиная с III–IV классов начальной школы.
Заканчивать уроки желательно в X классе, так как выпускной класс у современных школьников чрезвычайно информационно перегружен, и развивающая работа с выпускниками должна организовываться в иных, менее энергозатратных для ребят формах.
Это не относится к интегрированным урокам, которыми как раз целесообразно насыщать учебные курсы X–XI классов.
Формирование психологически адекватных, индивидуализированных способов и приемов учебной деятельности, организации учебного труда.
Как представляется, в рамках таких курсов можно передать школьником довольно большой объем психологической информации, но, что очень важно, передать в востребованной форме, как ответ на некоторый запрос со стороны образовательной среды. В этом принципиальное отличие таких психологических уроков от уроков психологии. Последние дают знания в логике, оторванной от логики реальной жизни школьников, и потому часто сухие, абстрактные, не включенные в реальную жизнедеятельность учеников.
- 1. Цели и основные задачи психолога в образовательных организациях разного типа.
- 2. Основные законодательно-правовые и нормативные акты, регулирующие деятельность психолога в образовательных организациях.
- 3. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования и реализации фгос ноо.
- 4. Требования к профессиональным и личностным качествам педагога-психолога.
- 14.1. Профессиональные качества психолога
- 14.3. Личностные качества психолога
- 5. Основные принципы работы педагога-психолога в дошкольных образовательных организациях и школе.
- 6. Формы работы педагога-психолога в образовательных организациях разного типа.
- 8. Особенности взаимодействия психолога с педагогами на разных этапах обучения
- 10. Специфика взаимодействия психолога с родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей и подростков
- 12. Требования к оформлению кабинета педагога-психолога (место расположения в школе, оснащение кабинета психолога в образовательной организации). Организация рабочего пространства кабинета
- Оснащение кабинета
- 13. Требования к основной документации психолога в образовательной организации.
- 14. Требования к ведению специальной документации: план работы психолога, циклограмма дня, психологическая карта на ребенка.
- 15. Понятия «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «здоровьесберегающие образовательные технологии».
- 17. Средства и методы сохранения и укрепления психологического здоровья у детей и подростков. ??????????????????
- 18. Особенности создания безопасной образовательной среды в условиях образовательных организаций.
- 19. Создание доброжелательного климата в школе, в классе.
- 21. Основные уровни психопрофилактической работы в образовательной организации.
- 30 Вопрос
- Требования, предъявляемые к методической разработке:
- 31 Вопрос
- 32 Вопрос
- 33 Вопрос
- 34 Вопрос
- Психологический тренинг как форма развивающей работы в школе
- 35 Вопрос Конструирование развивающих психологических ситуаций в школьной образовательной среде
- 36 Вопрос
- 37 Вопрос
- 38 Вопрос
- 39 Вопрос
- 40 Вопрос
- 42 Вопрос
- 43 Вопрос
- Первый этап – поступление ребенка в школу.
- Второй этап – адаптация детей в школе.
- Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, имеющими повышенный, высокий уровни тревожности.
- 44 Вопрос
- 45 Вопрос
- Задачи психолого-педагогического сопровождения
- Категории одаренных детей
- 46 Вопрос