13. Требования к основной документации психолога в образовательной организации.
Ведение документации — одна из основных составляющих организации работы специалистов СППС. В процессе работы по документированию решаются следующие задачи:
накопление необходимой информации;
фиксация процесса оказания помощи;
координация сотрудничества с другими специалистами и организациями;
передача информации во все инстанции, причастные к исполнению;
обобщение результатов;
систематизация информации.
Система документирования включает в себя:
создание необходимых документов;
работу с ними;
хранение. Аккуратное и грамотное ведение документации усиливает профессиональную успешность специалистов Документация СППС состоит из:
нормативных правовых актов социальной направленности, документов, регулирующих деятельность СППС и учреждения образования, а также педагога социального, педагога-психолога и других специалистов, входящих в состав СППС;
общего планирования деятельности СППС и ее специалистов;
социально-педагогической характеристики микрорайона учреждения, самого учреждения и составляющих его подразделений;
аналитических отчетов о проделанной работе за тот или иной период;
протоколов различных заседаний, совещаний, советов, встреч и т. д.;
документов по переписке с учреждениями;
актов обследования, соглашений и др.;
журналов учета (звонков по телефону доверия, обращений за помощью, консультаций и т. д.);
9) личных дел несовершеннолетних, состоящих на учете. Особое внимание следует уделять документации по планированию работы. Целью планирования является координация действий с определением конкретных мероприятий, взаимодействий, с указанием сроков, исполнителей, охватываемого контингента. При планировании необходимо соблюдать следующие требования: адекватность, педагогическая целесообразность, преемственность, оптимальность, согласованность, конкретность, просматриваемость, перспективность, завершенность. Все планирование должно служить систематизации и повышению эффективности работы.
План работы СППС на учебный год может быть представлен отдельным документом, утвержденным руководителем учреждения образования, или разделом годового плана учреждения. Он состоит из вводной части (состояние дел и анализ работы за прошедший год) и основных предполагаемых мероприятий и видов деятельности по главным направлениям работы СППС. Более детальными являются планы работы СППС на месяц, где конкретизируются, развиваются соответствующие пункты годового плана, соотносятся с конкретным временем. Специалистам СППС (для упорядочения их деятельности) целесообразно иметь личный план работы на год, включая раздел по самообразованию и повышению профессионального уровня, а также планы работы на месяц (четверть) и неделю (ежедневный). Ежедневный (недельный) план работы специалиста составляется на основе четвертного или помесячного плана и тех ситуативных и неотложных дел, которые возникли по ходу осуществления профессиональной деятельности. Форма плана может быть произвольной, но удобной для работы, в нем конкретно и ясно должна задаваться программа работы на каждый день, развернутая как по видам осуществляемой деятельности, так и по затратам времени (указываются день недели, число, время, форма мероприятия, тема, контингент, место). Особое место в документации СППС и ее специалистов занимают методические материалы:
профессиональные библиотечки;
статистические сборники, аналитические материалы по проблемам охраны детства;
национальные, региональные, городские, районные комплексно-целевые программы воспитания детей и молодежи, программные разработки в области реализации основ социальной политики;
диагностический инструментарий (анкеты, опросники, тесты и т. д.);
сценарии, программы индивидуальных и групповых мероприятий (занятий, тренингов, праздников, шоу);
в материалы для информационных стендов, уголка правовых знаний, уголка профориентации и др.;
методические разработки по профилю работы специалистов СППС.
Методическая копилка СППС формируется из опыта работы службы и накапливается в течение всей ее деятельности.
Собранные специалистами СППС методические материалы могут быть объединены: « по возрастному и статусному принципу (работа с младшими школьниками, старшеклассниками, родителями и т. д.);
по адресатам (в помощь родителям, в помощь классному руководителю и т. д.);
по направлениям (работа по профориентации, работа с несовершеннолетними по профилактике правонарушений, работа с семьей, профилактика табакокурения и т. д.).
Размещаются материалы на полках в шкафах (или открытых стеллажах), в папках-накопителях или отдельно. Рекомендуемый перечень основной (рабочей) документации СППС
графики работы специалистов СППС, утвержденные руководителем учреждения образования;
график проведения индивидуальных консультаций специалистами СППС для детей, родителей и педагогов;
планы работы СППС на год, месяц;
планы работы специалистов СППС на месяц, неделю (ежедневный);
план работы Совета профилактики учреждения образования;
планы работы СППС по сотрудничеству с различными учреждениями, организациями и специалистами (наркологом, валеологом, ИДН, центром занятости и трудоустройства, центром профилактики СПИДа, центром по профориентации, детскими и молодежными общественными объединениями и др.);
тематические планы работы СППС (месячник правовых знаний, неделя здоровья, неделя профилактики табакокурения, СПИДа и т. д.);
индивидуальные планы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (по необходимости);
аналитические отчеты о работе СППС, специалистов СППС за год;
отчеты и информация о работе по выполнению тематических планов (по необходимости);
протоколы и соответствующие материалы Совета профилактики;
журналы учета консультаций обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов;
журналы учета работы специалистов СППС (индивидуальных и групповых занятий, мероприятий и т. д.);
• журнал учета посещений учреждения образования и профилактической работы инспектора ИДН;
социально-педагогическая характеристика микрорайона учреждения образования;
социально-педагогическая характеристика учреждения образования;
социально-педагогическая характеристика классов (групп);
данные о воспитанниках, состоящих на учете (ИДН, дети, находящиеся в социально опасном положении, признанные нуждающимися в государственной защите, дети-инвалиды и т. д.), а также о семьях (неполные, многодетные и т. д.);
личные дела несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также признанных нуждающимися в государственной защите, состоящих на учете в ИДН;
информационные данные об организациях, с которыми взаимодействуют специалисты СППС по вопросам социализации несовершеннолетних, защиты их прав.
- 1. Цели и основные задачи психолога в образовательных организациях разного типа.
- 2. Основные законодательно-правовые и нормативные акты, регулирующие деятельность психолога в образовательных организациях.
- 3. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования и реализации фгос ноо.
- 4. Требования к профессиональным и личностным качествам педагога-психолога.
- 14.1. Профессиональные качества психолога
- 14.3. Личностные качества психолога
- 5. Основные принципы работы педагога-психолога в дошкольных образовательных организациях и школе.
- 6. Формы работы педагога-психолога в образовательных организациях разного типа.
- 8. Особенности взаимодействия психолога с педагогами на разных этапах обучения
- 10. Специфика взаимодействия психолога с родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей и подростков
- 12. Требования к оформлению кабинета педагога-психолога (место расположения в школе, оснащение кабинета психолога в образовательной организации). Организация рабочего пространства кабинета
- Оснащение кабинета
- 13. Требования к основной документации психолога в образовательной организации.
- 14. Требования к ведению специальной документации: план работы психолога, циклограмма дня, психологическая карта на ребенка.
- 15. Понятия «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «здоровьесберегающие образовательные технологии».
- 17. Средства и методы сохранения и укрепления психологического здоровья у детей и подростков. ??????????????????
- 18. Особенности создания безопасной образовательной среды в условиях образовательных организаций.
- 19. Создание доброжелательного климата в школе, в классе.
- 21. Основные уровни психопрофилактической работы в образовательной организации.
- 30 Вопрос
- Требования, предъявляемые к методической разработке:
- 31 Вопрос
- 32 Вопрос
- 33 Вопрос
- 34 Вопрос
- Психологический тренинг как форма развивающей работы в школе
- 35 Вопрос Конструирование развивающих психологических ситуаций в школьной образовательной среде
- 36 Вопрос
- 37 Вопрос
- 38 Вопрос
- 39 Вопрос
- 40 Вопрос
- 42 Вопрос
- 43 Вопрос
- Первый этап – поступление ребенка в школу.
- Второй этап – адаптация детей в школе.
- Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, имеющими повышенный, высокий уровни тревожности.
- 44 Вопрос
- 45 Вопрос
- Задачи психолого-педагогического сопровождения
- Категории одаренных детей
- 46 Вопрос