44 Вопрос
Психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении.
В современном дефектологическом образовании наметился процесс углубленного изучения психики человека. Качественные изменения затронули почти все сферы человеческой деятельности. Все большее внимание привлекают к себе дети с трудностями в обучении. Существенный вклад в изучение этого вопроса внесли такие исследователи как Димитров И.Т.; Братусь Б.С.; Исаев Д.Н.; Астапов В.М.; Микадзе Ю.В. и многие другие. Благодаря их работам в настоящее время исследование детей с трудностями в обучении превратилось в самостоятельное научное направление.
Этиология нарушений, приводящих к трудностям в обучении, очень вариативна, от биологических факторов до социальных, от проблем психофизического развития до нарушений поведения. К этому также следует добавить, что заболевания и повреждения закладывают почву для особой чувствительности организма к неблагоприятным жизненным ситуациям в будущем. В каждом отдельном случае необходим индивидуальный и профессиональный подход к ребенку, заинтересованное, доброжелательное отношение к нему. При этом важную роль играют условия воспитания и обучения, в которые попадает ребенок с нарушениями в развитии.
Анализ опубликованных работ таких мастеров психологии как Асмолов А.Г.; Лубовский В.И.; Лебединская К.С.; Никольская О.С., Назарова Н.М. и др. по проблемам развития индивидуальности личности позволяет проследить историю культурного развития ребенка, которая представляет собой социогенез высших форм поведения. При самом незначительном изменении поведения существует вероятность появления трудностей в обучении, с тяжестью нарушения возрастает возможность данных проявлений. Решать задачу по формированию полноценной личности и поддержке ее в процессе развития призваны прежде всего социально-психологические службы сопровождения. Разнообразные двигательные, перцептивные, когнитивные, аффективные и речевые расстройства, как правило, сложные, иногда изолированные, но чаще сочетанные, требуют комплексной медико-психолого-педагогической коррекции. Комплексный подход выделяется как новая организационная форма взаимодействия, которая существует сегодня, когда ребенком занимается бригада специалистов по педиатрии, по специальной коррекционной педагогике и психологии; социальный работник и школа. Этот подход обеспечивает учет всех сторон жизни ребенка, а психолог соответственно повышает эффективность оказанной помощи. В процессе совместной работы специалистами реализуются разные цели. Целью работы учителя, социального педагога является создание условий для саморазвития личности ребенка через познание себя. Целью работы психолога - коррекция на основе самопознания возникших нарушений, сопровождающихся осознанием себя другим, "неполноценным" членом общества.
Такой подход требует прежде всего бережного отношения к личности, разумно оптимистического подхода к ее перспективам, что дает возможность специалистам, опираясь на помощь коллектива, найти стратегию индивидуальной работы с ребенком, которая будет способствовать пробуждению в нем уважения к себе и уверенности в своих возможностях. Формирование адекватной самооценки человека, снижение чувства тревоги и повышенной возбудимости будет проходить успешно при педагогической поддержке, направленной на обогащение индивидуального опыта новыми реальными знаниями о своих возможностях. Одним из важнейших аспектов такой работы является создание условий для полноценного личностного развития детей с проблемами в ходе реализации мер по психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации с последующей интеграцией их в современное общество. Систематическое наблюдение за развитием учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса, динамическое, комплексное, всестороннее и целостное изучение ребенка рассматривается как основа социально-психологического сопровождения образовательного процесса детей с трудностями в обучении. С учетом полученных результатов психолого-педагогического изучения ребенка корректируется образовательный маршрут, разрабатываются индивидуальные программы обучения, проводится анализ их реализации.
Модель социально-психологического сопровождения имеет свою специфику, которая определяется психологическими особенностями детей, деформацией их личностного развития, иногда дисгармоничными отношениями с родителями. В ходе проведения систематических мероприятий по психофизическому развитию ребенка с нарушениями в атмосфере поддержки и благожелательности происходит устранение эмоциональных расстройств, свойственных детям данной категории. Теоретический анализ литературы и собственный эмпирический опыт показали, что социально-психологическое сопровождение детей направлено на:
- обучение детей адекватному отношению к своим и чужим ошибкам;
- избавление от чувства стыда и неприятия собственной личности;
- научение жить в мире с самим собой, обретая к себе уважение (беречь и ценить присущие им качества и ни от кого их не утаивать);
- обучение адекватному оцениванию своих возможностей и «награждению» себя за каждый преодоленный барьер;
- развитие индивидуальности и уверенности в своих силах, независимости от чужого мнения;
- обучение навыкам общения со сверстниками и взрослыми.
В работах отечественных и зарубежных авторов подчеркивается значимость и актуальность познания человеком своей сущности для развития успешных взаимоотношений с окружающим социумом, реализации творческого потенциала.
В исследованиях Т. Мерцаловой были проанализированы организация и содержание процесса социально-психологического сопровождения, поэтапный подход к реабилитации детей с ограниченными возможностями. В результате анализа данного подхода определилась модель социализации детей с трудностями в развитии:
1 этап - ориентационный. На данном этапе изучается психологическая картина образовательного пространства (профессиональный уровень педагогического коллектива, индивидуальные особенности детей, их потенциальные возможности, мотивационные факторы обучения, характер необходимой социально-психологической помощи). В процессе работы с педагогическим коллективом формируется совместное понятийное поле, улучшается межличностное общение.
2 этап – созидательный. Этот этап предполагает определение конкретного содержания взаимодействия социально-психологической службы с другими образовательными учреждениями.
3 этап – анализирующий. Отличительной особенностью этого этапа является качественное изменение психологического состояния коллектива по результатам работы, на основе осознания причин, мешающих работе по развитию личности ребенка.
4 этап - "совместные акции". Задачей заключительного этапа является преодоление профессионального разрыва между социальным педагогом и психологом. Их совместная деятельность становится равнополагающей, направленной на всестороннее развитие личности ребенка, на формирование здорового образа жизни - физического, психологического и социального благополучия ребенка.
Данное направление имеет важное значение для полноценного развития ребенка. Поэтому необходимо отметить роль специалиста в работе с родителями детей с трудностями в обучении, важность, которой ранее практически не принималась во внимание. Развитие ребенка с проблемами в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Помощь детям с проблемами требует социально-психологической поддержки их семей. В связи с этим в общеобразовательных и специализированных учреждениях проводится целенаправленная работа с родителями ребенка. Эта работа включает обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и практической помощи. Большое внимание уделяется реабилитации детей через спорт, что очень важно и для родителей, поскольку дает семьям возможность разделить достижения своих детей и делает их более счастливыми. Родители и дети должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы. Дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного психофизического развития.
Таким образом, главная задача социально-психологической поддержки ребенка с проблемами в развитии - помочь ему так построить учебный процесс, чтобы познание самого себя стало действенной силой благоприятного саморазвития, саморегуляции и успешного обучения.
Готовность к обучению иностранному языку у детей с ЗПР несколько снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия, бедностью сферы образов- представлений, непрочностью связи между вербальной и невербальной сферами, слабостью развития познавательных процессов: памяти, мышления, речи.
При изучении иностранного языка дети с ЗПР испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике; характерно возникновение проблем при слушании устной речи, особенно связных текстов, а также трудностей во внеситуативном усвоении форм диалогической речи.
В процессе обучения учащиеся овладевают основными видами речевой деятельности только в меньшем объеме.
- 1. Цели и основные задачи психолога в образовательных организациях разного типа.
- 2. Основные законодательно-правовые и нормативные акты, регулирующие деятельность психолога в образовательных организациях.
- 3. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования и реализации фгос ноо.
- 4. Требования к профессиональным и личностным качествам педагога-психолога.
- 14.1. Профессиональные качества психолога
- 14.3. Личностные качества психолога
- 5. Основные принципы работы педагога-психолога в дошкольных образовательных организациях и школе.
- 6. Формы работы педагога-психолога в образовательных организациях разного типа.
- 8. Особенности взаимодействия психолога с педагогами на разных этапах обучения
- 10. Специфика взаимодействия психолога с родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей и подростков
- 12. Требования к оформлению кабинета педагога-психолога (место расположения в школе, оснащение кабинета психолога в образовательной организации). Организация рабочего пространства кабинета
- Оснащение кабинета
- 13. Требования к основной документации психолога в образовательной организации.
- 14. Требования к ведению специальной документации: план работы психолога, циклограмма дня, психологическая карта на ребенка.
- 15. Понятия «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «здоровьесберегающие образовательные технологии».
- 17. Средства и методы сохранения и укрепления психологического здоровья у детей и подростков. ??????????????????
- 18. Особенности создания безопасной образовательной среды в условиях образовательных организаций.
- 19. Создание доброжелательного климата в школе, в классе.
- 21. Основные уровни психопрофилактической работы в образовательной организации.
- 30 Вопрос
- Требования, предъявляемые к методической разработке:
- 31 Вопрос
- 32 Вопрос
- 33 Вопрос
- 34 Вопрос
- Психологический тренинг как форма развивающей работы в школе
- 35 Вопрос Конструирование развивающих психологических ситуаций в школьной образовательной среде
- 36 Вопрос
- 37 Вопрос
- 38 Вопрос
- 39 Вопрос
- 40 Вопрос
- 42 Вопрос
- 43 Вопрос
- Первый этап – поступление ребенка в школу.
- Второй этап – адаптация детей в школе.
- Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, имеющими повышенный, высокий уровни тревожности.
- 44 Вопрос
- 45 Вопрос
- Задачи психолого-педагогического сопровождения
- Категории одаренных детей
- 46 Вопрос