19. Создание доброжелательного климата в школе, в классе.
Одной из базовых потребностей человека явля- ется потребность в безопасности и защите. Ощу- щение безопасности — важнейшее условие меж- личностного общения. Говоря о ней, мы имеем в виду не только физическую, но и психологиче- скую безопасность. Человек, находясь в психоло- гически опасной ситуации, переживает тревогу и страх. Чувство страха обусловливает возникновение защитных реакций, которые могут проявляться в различных формах поведения. Под влиянием страха человек иногда стремится стать незамет- ным, чтобы как можно меньше привлекать к себе внимание тех, кто является для него потенциаль- ным источником угрозы. Другой формой защитно- го поведения, которая часто встречается, является агрессия. Выражение «Нападение — лучшее сред- ство защиты» наиболее точно характеризует этот тип поведения. Защита от страха может прояв- ляться и в виде отчуждения, отношения с другими людьми при этом характеризуются дистанционно- стью и безразличием. СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА Определение собственных ощущений Например: «Я сержусь», «Мне грустно», «Я чувствую себя спокойно». Обратите внимание: в действительности мы редко используем эти, каза- лось бы, простые выражения. Это свидетельствует о том, что мы не привыкли прямо говорить о своих чувствах.Употребление сравнений Например: «У меня такое ощущение, будто я оскорбил невинного ребёнка». Употребление по- добных метафор предполагает, что люди имеют одинаковые ощущения в одинаковых ситуациях.Описание своего физического состояния Например: «Мне не хватило воздуха, сильно за- колотилось сердце, волосы встали дыбом». Под влиянием эмоций у человека меняется его физическое состояние, возникают специфические телесные ощущения. Поэтому иногда человеку про- ще описать свои ощущения, чем назвать эмоцию, переживаемую в данный момент.Проговаривание возможных действий Например: «Мне хочется провалиться сквозь землю», «Я хотел бы обнять тебя», «Мне хочется тебя ударить». Опасность такой формы проявления эмоций состоит в том, что ребёнок может воспри- нять сказанное буквально. МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ СТЕПЕНИ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЁНКА В КЛАССЕНаблюдение за детьми Некоторые особенности поведения, связанные с чувством страха, были описаны выше. При на- блюдении за ребёнком нетрудно обнаружить при- знаки смущения, некомфортности — он говорит тихим голосом, избегает контакта глазами, пере- минается с ноги на ногу, дёргает одежду, сосёт па- лец или держит руки у рта. Самым распространенным источником эмоциональ- ных переживаний ребёнка является его отношения с другими людьми. Искренность в отношениях в зна- чительной степени зависит от эмоционального со- стояния человека. Частые опоздания и прогулы ребёнка могут свидетельствовать о том, что он не желает нахо- диться в классе. Немало полезной информации об эмоциональном состоянии ребёнка дают наблюде- ния за его позой в тех или иных ситуациях. Так, скрещённые руки и ноги во время общения — за- щитная реакция. Если ребёнок прикрывает рот ру- кой, когда слушает, это свидетельствует о том, что он не доверяет тому, с кем разговаривает. Сжатые кулаки указывают на состояние враждебности.Беседы с родителями Учителю следует выяснить, любит ли ребёнок ходить в школу, что он рассказывает о своем классе. Часто ли он жалуется на недомогание после школы или утром? Как ребёнок готовит уроки: делает это самостоятельно или с помощью родителей?Анкетирование учащихся Можно попросить детей ответить на вопросы анкеты. При этом необходимо предупредить их, что ответы не будут известны одноклассникам. Поскольку анкета имеет цель выяснить степень ВСЁ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ! Пилотный выпуск 2011 г. САЛОН ПСИХОЛОГА 17 безопасности ребёнка в школе, не стоит обсуждать с ним ответы на вопросы. Тем более недопустимо упрекать за них. Высказывания типа: «Как же ты мог написать, что я тебя не люблю?» — приведут к тому, что в дальнейшем ребёнок будет давать ожидаемые, а не правдивые ответы, осознав, что говорить правду о своих чувствах — значит подвер- гать себя неприятностям. После того как учитель проанализирует ситуацию в классе, необходимо предпринять шаги для того, чтобы дети чувство- вали себя комфортно. Через определённое время можно повторить анкетирование, чтобы убедиться, эффективны ли были эти шаги. Чем отличается дом от любого другого места? Он яв- ляется тем пространством, где ребёнок максимально может проявить свою индивидуальность. Дома, в се- мье, существуют обычаи и ритуалы, которые сближа- ют её членов. У каждой семьи есть своя история, которая поддер- живает связь поколений. УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ПРОСТРАНСТВА Самым безопасным местом для ребёнка, как правило, является его дом. Чтобы класс, школа стали тем местом, где ребёнок чувствует себя как дома, учитель может использовать приём коллек- тивного творчества.Создание «дизайна» класса Прежде всего, следует обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату привлекатель- ной, удобной и приятной. Часть идей можно реа- лизовать быстро (например, по-другому поста- вить мебель, сделать уголки для игрушек, цветов, повесить картины), для других требуются допол- нительные средства и большие усилия (покрасить стены в определенный цвет, положить другое по- крытие на пол, что-то купить в класс). Следует обсудить с детьми, насколько реалистичны их предложения; что-то можно запланировать на бу- дущее.Создание правил класса По мнению одного из авторитетных представи- телей гуманистической психологии — А. Маслоу, необходимым условием для ощущения защищен- ности и безопасности является наличие правил, по которым функционирует группа или общество. Эти правила должны быть понятными для лю- дей, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь воз- можность поучаствовать в создании правил своего класса.Создание «Дневника класса» Нужно предоставить возможность каждому уче- нику и учителю написать что-то о себе, например, на тему: «Что я люблю и чего я не люблю». Эти за- писи надо поместить в специальный альбом под фо- тографией автора. Туда же следует поместить фото- графию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы и учитель, и дети принимали равное участие в создании такого дневника. Лучше ис- пользовать такой альбом, в который можно встав- лять дополнительные листы, поскольку в классе могут появляться новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал зачисления новых учеников: рассказать им о правилах класса, показать «Днев- ник» и т. д.
20. Цели, задачи, содержание психопрофилактической работы вобразовательных организаций.
Психопрофилактическая работа — малоразработанный вид деятельности практического психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к психологической службе образования. Задачи психологической профилактики Наиболее содержательно проблема психопрофилактики представлена в американской литературе. В психопрофилактике выделяют три уровня. I уровень — так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как "нормальные", так и с проблемами (т. е. 10 из 10 учащихся). Многие авторы отмечают, что именно школы являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают школьных психологов в качестве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику. II уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так называемую "группу риска", т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача — преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д. и III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения От I к III уровню действия психолога становятся менее активны относительно планирования и обеспечения службы. Заботой большинства американских школьных психологов является обеспечение II и III уровней, причем львиную долю времени занимает III уровень. Иными словами, большинство усилий школьных психологов направлено на работу с учащимися, которые уже испытывают трудности. Основная масса школьников остается без внимания психологов, если не считать прохождения ими традиционного систематического тестирования. Ряд научных школ и обществ психологов США считают целесообразным рассматривать психологическую службу в школах как службу профилактики психического здоровья. Они доказывают, что школа имеет доступ к большому количеству детей в течение длительного времени и, таким образом, у школьных психологов и педагогов существуют значительные возможности влиять на социальное и эмоциональное развитие детей. Основная трудность в реализации этого требования заключается в том, что психологи и педагоги испытывают значительные сложности в разработке профилактических программ. Мы также считаем, что смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы поддержать и укрепить психическое и психологическое здоровье детей и школьников. Исходя из представлений о сущности психологической службы образования, можно дать следующее определение психопрофилактической работы. Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. Психологическая профилактика предполагает: ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, Лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе; 2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях; 3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень. Итак, мы говорим о психологической профилактике в тех случаях, когда психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития. Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка. Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается, как правило, с непониманием педагогическим коллективом (и родителями) важности психопрофилактики. Почему это происходит? Вероятно потому, что в детском саду, школе столько явных проблем и с отдельными детьми, и с целыми коллективами, что взрослые не хотят думать о трудностях, которые еще только могут возникнуть. "То ли возникнут, то ли не возникнут, — думают воспитатели, учителя и родители, — нам бы с имеющимися трудностями справиться". Психолог не должен идти на поводу подобных рассуждений. Психологическая служба не сможет развиваться и приносить ощутимую пользу народному образованию, основываясь только на решении сиюминутных проблем. Она должна прогнозировать возможность появления этих проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Иными словами, психолог начинает психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, классом и пр., но он предупреждает эти сложности как возможные.
- 1. Цели и основные задачи психолога в образовательных организациях разного типа.
- 2. Основные законодательно-правовые и нормативные акты, регулирующие деятельность психолога в образовательных организациях.
- 3. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования и реализации фгос ноо.
- 4. Требования к профессиональным и личностным качествам педагога-психолога.
- 14.1. Профессиональные качества психолога
- 14.3. Личностные качества психолога
- 5. Основные принципы работы педагога-психолога в дошкольных образовательных организациях и школе.
- 6. Формы работы педагога-психолога в образовательных организациях разного типа.
- 8. Особенности взаимодействия психолога с педагогами на разных этапах обучения
- 10. Специфика взаимодействия психолога с родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей и подростков
- 12. Требования к оформлению кабинета педагога-психолога (место расположения в школе, оснащение кабинета психолога в образовательной организации). Организация рабочего пространства кабинета
- Оснащение кабинета
- 13. Требования к основной документации психолога в образовательной организации.
- 14. Требования к ведению специальной документации: план работы психолога, циклограмма дня, психологическая карта на ребенка.
- 15. Понятия «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «здоровьесберегающие образовательные технологии».
- 17. Средства и методы сохранения и укрепления психологического здоровья у детей и подростков. ??????????????????
- 18. Особенности создания безопасной образовательной среды в условиях образовательных организаций.
- 19. Создание доброжелательного климата в школе, в классе.
- 21. Основные уровни психопрофилактической работы в образовательной организации.
- 30 Вопрос
- Требования, предъявляемые к методической разработке:
- 31 Вопрос
- 32 Вопрос
- 33 Вопрос
- 34 Вопрос
- Психологический тренинг как форма развивающей работы в школе
- 35 Вопрос Конструирование развивающих психологических ситуаций в школьной образовательной среде
- 36 Вопрос
- 37 Вопрос
- 38 Вопрос
- 39 Вопрос
- 40 Вопрос
- 42 Вопрос
- 43 Вопрос
- Первый этап – поступление ребенка в школу.
- Второй этап – адаптация детей в школе.
- Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, имеющими повышенный, высокий уровни тревожности.
- 44 Вопрос
- 45 Вопрос
- Задачи психолого-педагогического сопровождения
- Категории одаренных детей
- 46 Вопрос