logo
Документ Microsoft Office Word

31 Вопрос

Цели и задачи коррекционно-развивающей работы Коррекционные цели и задачи определяются в зависимости от фор- мы коррекции. Д. Б. Эльконин предлагает различать две формы коррекции: симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и каузальную, направленную на источники и причины отклонений. По его мнению, коррекционные цели должны быть сконцентрированы не столько на внешних проявлениях отставания в умственном и отклонений в лично- стном развитии, на их симптоматике, сколько на действительных перво- причинах, порождающих эти нарушения. Задачи коррекционной работы определяются педагогами, школьным психологом в каждом конкретном случае, при этом необходимо учитывать два момента: во-первых, психологические закономерности возраста, и, во- вторых, индивидуально-типологические особенности школьников. К при- меру, в начальном звене целесообразно проводить коррекцию когнитивной сферы, а также работу, направленную на развитие произвольной регуляции 26 эмоционально-волевой сферы. В подростковом возрасте актуальны задачи освоения навыков эффективного общения, формирования навыков эмо- циональной и поведенческой саморегуляции. В старшем школьном возрас- те наиболее значима личностно-ориентированная коррекционно- развивающая работа. Среди многообразия задач, решаемых в процессе коррекционной ра- боты с учащимися группы риска, в качестве основных выделяются: 1) всестороннее психолого-педагогическое изучение личности ребенка; 2) выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды; 3) преодоление микросоциально-педагогической запущенности, коррекция неадекватных методов воспитания; 4) помощь в решении психотравмирующих ситуаций; 5) совершенствование способов психической саморегуляции; 6)»терапия средой», т. е. создание в детском коллективе атмосферы приня- тия; 7) составление рекомендаций для родителей и воспитателей по индивидуа- лизации общепедагогического подхода к детям группы риска. Применительно к учащимся классов КРО считаем необходимым до- полнить приведенные задачи следующими: 1) формирование адекватных способов поведения; 2) развитие коммуникативных умений; 3) развитие рефлексивных способностей; 4) позитивизация «Я-концепции». Решению коррекционных задач способствует организация деятельно- сти педагогов, школьного психолога, других специалистов, осуществляе- мая в разных формах с применением соответствующих методов психолого- педагогической коррекции.