Понятийное (словесно-логическое) мышление
С накоплением знаний, развитием речи развивается понятийное (словес но-логическое) мышление, особенность которого состоит в том, что задачи предъявляются и решаются в словесной (вербальной) форме. Используя сло весную форму, человек оперирует отвлеченными понятиями, часто такими, ко торые иногда вообще не имеют образного выражения (честность, смелость, гу манизм). Наряду с такими отвлеченными понятиями мы оперируем понятиями, которые имеют конкретное значение. Эти понятия представляют определенное обобщение знаний, выделение существенных, информативных признаков, свя зей и отношений, которыми характеризуется понятие вообще. К ним можно от нести, например, такие биологические понятия, как животное, зверь, птица и т. д.
Понятийное мышление позволяет решать обобщенно мыслительные зада чи. В этом главное достоинство, но и возможные недостатки данного вида мышления. Слово обозначает и обобщает различный образный материал, практические действия, но никогда не может исчерпать всего богатства образа. Поэтому, развивая у детей с нарушением зрения словесно-логическое мышле ние, необходимо помнить, что отвлеченные знания в словесной форме не мо гут раскрыть всего богатства объективного мира.
Словесно-логическое мышление начинает развиваться еще в дошкольном
- ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- 1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии
- ГЛАВА 2 УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ
- 2.4. Психологическая характеристика умственно отсталых детей
- Моторика
- Внимание
- Память
- Речь
- Личность умственно отсталого ребенка
- Мотивационно-потребностная сфера
- 2.5. Умственно отсталые дети со сложным дефектом
- ГЛАВА 3 ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- 3.1. Определение. Причины. Классификация
- 3.2. Задержка психического развития в дошкольном возрасте
- Особенности моторики
- Внимание
- Особенности речевого развития
- Особенности эмоциональной сферы
- Память
- Мышление
- Грамматический строй речи
- ГЛАВА 4 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
- 4.1. Сурдопсихология как раздел специальной психологии
- Методы сурдопсихологии
- 4.2. Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте
- 4.3. Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте
- 4.5.Жестовая речь глухих
- 4.7. Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития
- ГЛАВА 5 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
- 5.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих
- 5.4. Деятельность и внимание при дефектах зрения
- Деятельность при нарушениях зрения
- Особенности внимания у детей с нарушением зрения
- 5.7. Осязание
- 5.8. Представления
- Запоминание рассказов
- Построение тележки по представлению
- Понятийное (словесно-логическое) мышление
- Решение задач слабовидящими младшими школьниками
- Мыслительные операции
- 5.14. Речь и общение при нарушениях зрения
- Воля слепых
- 5.16. Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения
- ГЛАВА 6 ДЕТИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
- 6.1. Определение, этиология, основные формы
- 6.3. Олигофрения у детей с церебральным параличом
- ГЛАВА 7 СЛЕПОГЛУХИЕ ДЕТИ
- 8.2. Адаптация. Коррекция и компенсация функций
- 8.3. Психодиагностика нарушений развития у детей