logo
Литература / Лубовский Специальная психология

6.3. Олигофрения у детей с церебральным параличом

Олигофрения при церебральных параличах является одним из компонентов сложного дефекта, включающего описанные выше нарушения двигательного, сенсорного, эмоционально-волевого развития. При этом имеет место выражен­ ная недостаточность познавательной деятельности, особенно абстрактного мышления, а также других высших психических функций.

Олигофрения разной степени выраженности наблюдается в 35–50 % слу­ чаев ДЦП. Наиболее часто она является результатом корковых поражений моз­ га, а также сочетанных поражений коры головного мозга и мозжечковой систе­ мы, что имеет место при атонически-астатической форме детского церебраль­ ного паралича. Кроме того, она наблюдается при генететически обусловленных синдромах детского церебрального паралича.

В большинстве случаев это атипичная форма, характеризующаяся нерав­ номерностью проявлений интеллектуального дефекта. В одних случаях такая неравномерность проявляется в преимущественном недоразвитии таких выс­ ших корковых функций, как оптико-пространственный гнозис, конструктивный праксис, счет, в сочетании с типичными для олигофрении признаками – кон­ кретностью и инертностью мышления. В других преобладает недоразвитие передних отделов мозга – лобной коры. Эти дети отличаются выраженной не­ критичностью, эйфорией, стойкими нарушениями произвольной регуляции, двигательной расторможен-ностью.

Нередко Олигофрения у детей с церебральным параличом сочетается с резко выраженной неспособностью ребенка к психическому усилию, с чрезмер­ ной отвлекаемостью, полной бездеятельностью, трудностью установления кон­ такта с окружающими. Это так называемая атоническая форма олигофрении. Она преобладает у детей с двусторонней гемиплегией и при атонически-аста­ тической форме детского церебрального паралича.

Значительное место в структуре аномального психического развития детей с церебральным параличом занимают недостатки речи. Характерно многообра­ зие форм речевых нарушений у детей с церебральным параличом. Они прояв­ ляются в виде следующих основных форм:

дизартрия – нарушения произносительной стороны из-за патологической иннервации речевых мышц;

алалия – системное недоразвитие речи в результате поражения или дисфункции корковых речевых зон;

дислексия – существенные трудности в овладении чтением; дисграфия – нарушения формирования письменной речи;

невротическое и неврозоподобное заикание', нарушения речи по типу мутизма.

Наиболее частой формой речевой патологии у детей с церебральным па­ раличом является дизартрия.

При дизартрии нарушение звукопроизношения и голоса обусловлено пора­ жением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.

К особенностям нарушений моторики артикуляционного аппарата при ди­ зартрии относятся:

-недостаточность произвольных артикуляционных движений;

-нарушение мышечного тонуса речевого аппарата;