6.3. Олигофрения у детей с церебральным параличом
Олигофрения при церебральных параличах является одним из компонентов сложного дефекта, включающего описанные выше нарушения двигательного, сенсорного, эмоционально-волевого развития. При этом имеет место выражен ная недостаточность познавательной деятельности, особенно абстрактного мышления, а также других высших психических функций.
Олигофрения разной степени выраженности наблюдается в 35–50 % слу чаев ДЦП. Наиболее часто она является результатом корковых поражений моз га, а также сочетанных поражений коры головного мозга и мозжечковой систе мы, что имеет место при атонически-астатической форме детского церебраль ного паралича. Кроме того, она наблюдается при генететически обусловленных синдромах детского церебрального паралича.
В большинстве случаев это атипичная форма, характеризующаяся нерав номерностью проявлений интеллектуального дефекта. В одних случаях такая неравномерность проявляется в преимущественном недоразвитии таких выс ших корковых функций, как оптико-пространственный гнозис, конструктивный праксис, счет, в сочетании с типичными для олигофрении признаками – кон кретностью и инертностью мышления. В других преобладает недоразвитие передних отделов мозга – лобной коры. Эти дети отличаются выраженной не критичностью, эйфорией, стойкими нарушениями произвольной регуляции, двигательной расторможен-ностью.
Нередко Олигофрения у детей с церебральным параличом сочетается с резко выраженной неспособностью ребенка к психическому усилию, с чрезмер ной отвлекаемостью, полной бездеятельностью, трудностью установления кон такта с окружающими. Это так называемая атоническая форма олигофрении. Она преобладает у детей с двусторонней гемиплегией и при атонически-аста тической форме детского церебрального паралича.
Значительное место в структуре аномального психического развития детей с церебральным параличом занимают недостатки речи. Характерно многообра зие форм речевых нарушений у детей с церебральным параличом. Они прояв ляются в виде следующих основных форм:
дизартрия – нарушения произносительной стороны из-за патологической иннервации речевых мышц;
алалия – системное недоразвитие речи в результате поражения или дисфункции корковых речевых зон;
дислексия – существенные трудности в овладении чтением; дисграфия – нарушения формирования письменной речи;
невротическое и неврозоподобное заикание', нарушения речи по типу мутизма.
Наиболее частой формой речевой патологии у детей с церебральным па раличом является дизартрия.
При дизартрии нарушение звукопроизношения и голоса обусловлено пора жением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.
К особенностям нарушений моторики артикуляционного аппарата при ди зартрии относятся:
-недостаточность произвольных артикуляционных движений;
-нарушение мышечного тонуса речевого аппарата;
- ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- 1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии
- ГЛАВА 2 УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ
- 2.4. Психологическая характеристика умственно отсталых детей
- Моторика
- Внимание
- Память
- Речь
- Личность умственно отсталого ребенка
- Мотивационно-потребностная сфера
- 2.5. Умственно отсталые дети со сложным дефектом
- ГЛАВА 3 ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- 3.1. Определение. Причины. Классификация
- 3.2. Задержка психического развития в дошкольном возрасте
- Особенности моторики
- Внимание
- Особенности речевого развития
- Особенности эмоциональной сферы
- Память
- Мышление
- Грамматический строй речи
- ГЛАВА 4 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
- 4.1. Сурдопсихология как раздел специальной психологии
- Методы сурдопсихологии
- 4.2. Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте
- 4.3. Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте
- 4.5.Жестовая речь глухих
- 4.7. Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития
- ГЛАВА 5 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
- 5.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих
- 5.4. Деятельность и внимание при дефектах зрения
- Деятельность при нарушениях зрения
- Особенности внимания у детей с нарушением зрения
- 5.7. Осязание
- 5.8. Представления
- Запоминание рассказов
- Построение тележки по представлению
- Понятийное (словесно-логическое) мышление
- Решение задач слабовидящими младшими школьниками
- Мыслительные операции
- 5.14. Речь и общение при нарушениях зрения
- Воля слепых
- 5.16. Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения
- ГЛАВА 6 ДЕТИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
- 6.1. Определение, этиология, основные формы
- 6.3. Олигофрения у детей с церебральным параличом
- ГЛАВА 7 СЛЕПОГЛУХИЕ ДЕТИ
- 8.2. Адаптация. Коррекция и компенсация функций
- 8.3. Психодиагностика нарушений развития у детей