logo
Литература / Лубовский Специальная психология

Мышление

Мышление как мыслительная деятельность всегда независимо от ее вида представляет собой решение какой-то задачи. Эта задача может быть постав­ лена субъектом мыслительной деятельности. То есть по отношению к решаю­ щему постановка задачи может быть как пассивной, так и активной.

Нормально развивающиеся младшие школьники характеризуются уже уме­ нием самостоятельно ставить вопросы и находить их решение. Такая постанов­ ка задач – одно из проявлений познавательной активности. У младших школь­ ников с задержкой психического развития познавательная активность крайне низка, что является наиболее выраженным проявлением низкого уровня их психической активности в целом и крайне слабой познавательной мотивации. В свою очередь низкий уровень познавательной мотивации приводит к тому, что у младших школьников рассматриваемой категории в отличие от нормально развивающихся редко обнаруживается готовность к решению мыслительных задач.

Вначале школьного обучения у них обнаруживается несформи-рованность даже основных мыслительных операций и действий, которыми нормально раз­ вивающиеся дети владеют уже в старшем дошкольном возрасте. Эта несфор­ мированность проявляется как в полном неумении использовать некоторые мыслительные операции, так и в нестойкости, зависимости от сложности зада­ чи тех операций и умственных действий, которыми они, казалось бы, уже уме­ ют пользоваться.

Висследовании Г. Б. Шаумарова (1980) было показано, что только 20,5 % первоклассников с задержкой психического развития выполняют простейшие математические операции на уровне, соответствующем низким показателям нормально развивающихся сверстников.

Вследствие низкой познавательной активности в дошкольном возрасте опыт решения различных мыслительных задач, а следовательно, опыт исполь­ зования мыслительных операций и действий у этих детей очень ограничен. В значительной мере это является причиной неумения использовать даже сфор­ мированные мыслительные операции. Обнаруживается также и недостаточная избирательность, т.е. умение из имеющегося «арсенала» выбрать операцию, необходимую в данном конкретном случае.

Использованию мыслительных операций, т.е. собственно решению задачи, предшествует весьма важный этап – ориентировка в условиях задачи. Этот этап также оказывается дефектным, он формируется у младших школьников рассматриваемой группы со значительным отставанием от того, как это проис­ ходит у нормально развивающихся детей, которые владеют предварительной ориентировкой в задании уже в старшем дошкольном возрасте.

Экспериментальное изучение всех трех видов мышления с применением разных методик, включающих задания разной степени сложности, проведенное

Т.В. Егоровой и другими исследователями (О. П. Монкявичене, К. Новакова, М.