5.14. Речь и общение при нарушениях зрения
Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое наруше ние изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит пере стройка связей, и речь при формировании включается в несколько иную систе му связей, чем у зрячих.
Речь слепого и слабовидящего, как и в норме, развивается в ходе специ фически человеческой деятельности общения, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантиче ская сторона речи, появляется «формализм» в использовании лексики: накап ливается значительное количество слов, не имеющих конкретного содержания.
Многими тифлопсихологами и тифлопедагогами отмечается замедлен ность формирования речи в первоначальный период ее развития (Л. С. Волко ва, З. Г. Ермо. ювич, С. Л. Жильцова, М. И. Зем-цова, Н. С. Костючек, Н. А. Кры лова, Л. И. Солнцева, C. Urwin и др.), что бывает . вызвано недостаточно актив ным взаимодействием с окружающим в процессе предметно-практической дея тельности. Значительную роль играет нарушение общения ребенка с микросо циальной средой.
Своеобразие развития речи у детей с нарушениями зрения породило це лый ряд теорий, построенных на понимании речи слепых как результата инди видуального опыта, в котором отражается значительный разрыв между пред ставлениями и словом (Т. Геллер, А. Штумф, К. Бюрклен, А. И. Скребицкий, А. А. Крогиус, П. Г. Мельников и др.). Возникла идея создания языка слепых, опи рающегося на слуховые и осязательные впечатления (П. Дюфо). Иная точка зрения высказывалась П. Виллемом (1877–1933), подчеркивавшим значение речи прежде всего как средства общения и выступавшим за усвоение слепыми языка зрячих. Он показал общность представлений слепых и зрячих, которая находит отражение в языке. В то же время он видел, что в словаре слепого имеется большое количество так называемых суррогатных представлений – слов, не фундированных конкретными образами.
Наличие формальных слов отмечается также и у нормально видящих де тей. И отличие в соотношении слов и образов у слепых и зрячих скорее количе ственное, чем качественное (А. Г. Литвак, 1985).
Проводя сравнительные исследования словарного запаса у слепых и зря чих младших школьников, Н. С. Костючек (1955) выявила, что у зрячих реже на блюдалось несоответствие слова и образа. Однако объем активного словаря у них был меньше по сравнению со слепыми учащимися, у которых обнаружено преобладание запаса слов над запасом представлений.
Особенности формирования речи у слепых ярче проявляются в раннем до школьном и младшем школьном возрасте.
В первый год жизни слепых детей развитие сохранных сенсорных функций происходит в менее благоприятных условиях, чем у зрячих, поскольку из их взаимодействия исключен зрительный компонент.
Ведущая деятельность в этом возрасте – общение – играет активную роль в развитии слепого и в усвоении им общественного опыта.
Возникшее дифференцированное слуховое восприятие и самостоятельные вокализации (голосовые реакции), появляющиеся при осязательном знаком
- ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- 1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии
- ГЛАВА 2 УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ
- 2.4. Психологическая характеристика умственно отсталых детей
- Моторика
- Внимание
- Память
- Речь
- Личность умственно отсталого ребенка
- Мотивационно-потребностная сфера
- 2.5. Умственно отсталые дети со сложным дефектом
- ГЛАВА 3 ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- 3.1. Определение. Причины. Классификация
- 3.2. Задержка психического развития в дошкольном возрасте
- Особенности моторики
- Внимание
- Особенности речевого развития
- Особенности эмоциональной сферы
- Память
- Мышление
- Грамматический строй речи
- ГЛАВА 4 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
- 4.1. Сурдопсихология как раздел специальной психологии
- Методы сурдопсихологии
- 4.2. Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте
- 4.3. Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте
- 4.5.Жестовая речь глухих
- 4.7. Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития
- ГЛАВА 5 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
- 5.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих
- 5.4. Деятельность и внимание при дефектах зрения
- Деятельность при нарушениях зрения
- Особенности внимания у детей с нарушением зрения
- 5.7. Осязание
- 5.8. Представления
- Запоминание рассказов
- Построение тележки по представлению
- Понятийное (словесно-логическое) мышление
- Решение задач слабовидящими младшими школьниками
- Мыслительные операции
- 5.14. Речь и общение при нарушениях зрения
- Воля слепых
- 5.16. Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения
- ГЛАВА 6 ДЕТИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
- 6.1. Определение, этиология, основные формы
- 6.3. Олигофрения у детей с церебральным параличом
- ГЛАВА 7 СЛЕПОГЛУХИЕ ДЕТИ
- 8.2. Адаптация. Коррекция и компенсация функций
- 8.3. Психодиагностика нарушений развития у детей