logo
Литература / Лубовский Специальная психология

5.7. Осязание

Осязание является основным видом контактной чувствительности, с помо­ щью которого мы воспринимает действующие на нас предметы, прикасаясь к ним чувствительными поверхностями тела.

Для людей, лишенных зрения, осязание является одним из сохранных ана­ лизаторов, с помощью которого компенсируется недостаток информации, обу­ словленный отсутствием или значительным снижением зрения.

Когда Кондильяк, известный французский философ, строил схему тех ис­ точников, на основе которых формируется человеческая психика, он вообразил статую, лишенную всех ощущений, а следовательно, лишенную психики, и по­ степенно наделял эту воображаемую статую отдельными ощущениями, про­ слеживая, что каждое из них вносит в формирование психической жизни.

Первое и основное чувство, которым он наделил статую, было осязание, и это неслучайно. Осязание действительно является одной из основных форм чувствительности, оно принимает участие едва ли не во всех остальных фор­ мах восприятия. Даже у зрительной рецепции есть скрытые элементы осяза­ ния, которые непосредственно участвуют в процессе формирования образа.

Осязание в отличие от других форм чувствительности никогда полностью не выпадает. Мы знаем, что есть люди, лишенные зрения, слуха, – слепые, глу­ хие, лишенные обоняния, даже лишенные вкуса, но людей, лишенных полно­ стью осязания, нет. Выпадение осязания может иметь лишь локальный харак­ тер, но никогда не захватывает всех частей тела, все рецепторные поверхно­ сти. Наконец, осязание лучше, чем любой другой вид ощущений, дает возмож­ ность проследить, как постепенно, в результате последовательных ощупыва­ ний, из отдельных признаков создается целостный образ.

Считать, что осязание – относительно простой процесс, совершенно не­ правильно, и сразу по двум причинам. Во-первых, сама кожная чувствитель­ ность состоит из ряда более частных форм чувствительности. Во-вторых, ося­ зание – это взаимодействие кожной чувствительности с двигательным анализа­ тором, вместе они составляют рабочий комплекс, который практически осуще­ ствляет функцию осязания.

Осязание позволяет получить сложную информацию о предметах внешне­ го мира; с его помощью может формироваться достаточно полный образ пред­ мета. Слепые, пользуясь только осязательной чувствительностью, могут на­ столько хорошо формировать субъективный образ объективного мира, что из­ вестны даже слепые скульпторы (например, Лина По), которые только по ося­ зательным ощущениям восстанавливали образ воспринимаемого объекта и де­ лали великолепные скульптурные копии.

Если отдельные виды кожной чувствительности (тактильная, температур­ ная, болевая) отражают только отдельные свойства предмета, к которому мы прикасаемся, то осязание как сложный комплекс кожной и проприоцептивной чувствительности обеспечивает отражение целостного образа предмета. В этом и состоит важное значение осязательной рецепции.

Это означает, что возникновение целостного образа предмета возможно только при происходящем в процессе осязания объединении тактильной и дви­ гательной чувствительности.

Опыты, проведенные целым рядом исследователей, показали, что образ