5.7. Осязание
Осязание является основным видом контактной чувствительности, с помо щью которого мы воспринимает действующие на нас предметы, прикасаясь к ним чувствительными поверхностями тела.
Для людей, лишенных зрения, осязание является одним из сохранных ана лизаторов, с помощью которого компенсируется недостаток информации, обу словленный отсутствием или значительным снижением зрения.
Когда Кондильяк, известный французский философ, строил схему тех ис точников, на основе которых формируется человеческая психика, он вообразил статую, лишенную всех ощущений, а следовательно, лишенную психики, и по степенно наделял эту воображаемую статую отдельными ощущениями, про слеживая, что каждое из них вносит в формирование психической жизни.
Первое и основное чувство, которым он наделил статую, было осязание, и это неслучайно. Осязание действительно является одной из основных форм чувствительности, оно принимает участие едва ли не во всех остальных фор мах восприятия. Даже у зрительной рецепции есть скрытые элементы осяза ния, которые непосредственно участвуют в процессе формирования образа.
Осязание в отличие от других форм чувствительности никогда полностью не выпадает. Мы знаем, что есть люди, лишенные зрения, слуха, – слепые, глу хие, лишенные обоняния, даже лишенные вкуса, но людей, лишенных полно стью осязания, нет. Выпадение осязания может иметь лишь локальный харак тер, но никогда не захватывает всех частей тела, все рецепторные поверхно сти. Наконец, осязание лучше, чем любой другой вид ощущений, дает возмож ность проследить, как постепенно, в результате последовательных ощупыва ний, из отдельных признаков создается целостный образ.
Считать, что осязание – относительно простой процесс, совершенно не правильно, и сразу по двум причинам. Во-первых, сама кожная чувствитель ность состоит из ряда более частных форм чувствительности. Во-вторых, ося зание – это взаимодействие кожной чувствительности с двигательным анализа тором, вместе они составляют рабочий комплекс, который практически осуще ствляет функцию осязания.
Осязание позволяет получить сложную информацию о предметах внешне го мира; с его помощью может формироваться достаточно полный образ пред мета. Слепые, пользуясь только осязательной чувствительностью, могут на столько хорошо формировать субъективный образ объективного мира, что из вестны даже слепые скульпторы (например, Лина По), которые только по ося зательным ощущениям восстанавливали образ воспринимаемого объекта и де лали великолепные скульптурные копии.
Если отдельные виды кожной чувствительности (тактильная, температур ная, болевая) отражают только отдельные свойства предмета, к которому мы прикасаемся, то осязание как сложный комплекс кожной и проприоцептивной чувствительности обеспечивает отражение целостного образа предмета. В этом и состоит важное значение осязательной рецепции.
Это означает, что возникновение целостного образа предмета возможно только при происходящем в процессе осязания объединении тактильной и дви гательной чувствительности.
Опыты, проведенные целым рядом исследователей, показали, что образ
- ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- 1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии
- ГЛАВА 2 УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ
- 2.4. Психологическая характеристика умственно отсталых детей
- Моторика
- Внимание
- Память
- Речь
- Личность умственно отсталого ребенка
- Мотивационно-потребностная сфера
- 2.5. Умственно отсталые дети со сложным дефектом
- ГЛАВА 3 ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- 3.1. Определение. Причины. Классификация
- 3.2. Задержка психического развития в дошкольном возрасте
- Особенности моторики
- Внимание
- Особенности речевого развития
- Особенности эмоциональной сферы
- Память
- Мышление
- Грамматический строй речи
- ГЛАВА 4 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
- 4.1. Сурдопсихология как раздел специальной психологии
- Методы сурдопсихологии
- 4.2. Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте
- 4.3. Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте
- 4.5.Жестовая речь глухих
- 4.7. Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития
- ГЛАВА 5 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
- 5.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих
- 5.4. Деятельность и внимание при дефектах зрения
- Деятельность при нарушениях зрения
- Особенности внимания у детей с нарушением зрения
- 5.7. Осязание
- 5.8. Представления
- Запоминание рассказов
- Построение тележки по представлению
- Понятийное (словесно-логическое) мышление
- Решение задач слабовидящими младшими школьниками
- Мыслительные операции
- 5.14. Речь и общение при нарушениях зрения
- Воля слепых
- 5.16. Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения
- ГЛАВА 6 ДЕТИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
- 6.1. Определение, этиология, основные формы
- 6.3. Олигофрения у детей с церебральным параличом
- ГЛАВА 7 СЛЕПОГЛУХИЕ ДЕТИ
- 8.2. Адаптация. Коррекция и компенсация функций
- 8.3. Психодиагностика нарушений развития у детей