4.1. Сурдопсихология как раздел специальной психологии
Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха и осо бенности психики взрослых с такими же нарушениями изучает сурдопсихология
– отрасль специальной психологии.
Начало систематической разработки проблем сурдопсихологии в нашей стране относится к 30-м гг. XX в., когда была создана теория Л. С. Выготского о структуре детского психического развития, отклоняющегося от нормального. Л. С. Выготским были введены понятия о первичном дефекте и его прямых по следствиях (вторичные дефекты). Применительно к рассматриваемой катего рии детей нарушение слухового восприятия – это первичный дефект; за медленное сравнительно с нормальным и своеобразное развитие – это вторич ный дефект, или вторичные последствия.
Вболее ранний период (в конце XIX – начале XX в.) изучение отдельных вопросов психологии глухих детей и взрослых осуществлялось в рамках общей психологии и сурдопедагогики, науки о воспитании, образовании и обучении де тей с нарушениями слуха.
В30 – 70-е и последующие годы XX столетия проводилось всестороннее изучение психического развития детей с нарушениями слуха. Были выделены три группы детей с недостатками слуха:
глухие (родившиеся с глубоким нарушением слуха или потерявшие слух в ран нем детстве); позднооглохшие (потерявшие слух после овладения речью); сла бослышащие, т.е. с частичной потерей слуха (Р. М. Боскис, Т. А. Власова и
др.). Изучались закономерности психического развития детей с недостатками слуха в тех или иных условиях их воспитания и обучения, прослеживались эта пы формирования речи, развития ощущений и восприятия, памяти, во ображения и мышления, становления черт личности (P. M. Боскис, Л. В. Занков, А. Г. Зикеев, К. Г. Коровин, Н. Г. Морозова, М. М. Нудельман, Т. В. Розанова, И.
М.Соловьев, Л. И. Тигранова, Ж. И. Шиф, Н. В. Яшкова и др.).
В1930 – 1960-е гг. наибольшее внимание обращалось на развитие психики у детей с нарушениями слуха в школьном возрасте. С 1950-х гг. выделились проблемы изучения психических особенностей взрослых людей с недостатками слуха (А. П. Гозова, В. Н. Чулхов и др.), а также проблемы развития психики де тей в преддош-хольном и дошкольном возрасте (Б. Д. Корсунская, Н. Г. Моро зо-ра, А. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгардидр.). В 1970-е гг. была по ставлена, а в дальнейшем получила всестороннее рассмотрение проблема психического развития детей со сложным дефектом, имеющих не только нару шения слуха, но наряду с ним и другие первичные нарушения (С. А. Зыков, М. Ф. Титова, Г. П. Бертынь, М. С. Певзнер, Т. В. Розанова и др.). Необходимо от метить, что один из вариантов сложного дефекта – глубокое нарушение слуха и зрения – изучался психологами и педагогами столь же давно, как и глухота, – начиная с 1930-х гг. в специально созданных условиях воспитания и обучения (И. А. Соколянский, А. И. Мещеряков и др.).
Разработка сурдопсихологических проблем осуществлялась многими ис следователями стран Европы и США (Р. Конрад, X. Фурт, Е. Левин, Р. Линдер,
- ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- 1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии
- ГЛАВА 2 УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ
- 2.4. Психологическая характеристика умственно отсталых детей
- Моторика
- Внимание
- Память
- Речь
- Личность умственно отсталого ребенка
- Мотивационно-потребностная сфера
- 2.5. Умственно отсталые дети со сложным дефектом
- ГЛАВА 3 ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- 3.1. Определение. Причины. Классификация
- 3.2. Задержка психического развития в дошкольном возрасте
- Особенности моторики
- Внимание
- Особенности речевого развития
- Особенности эмоциональной сферы
- Память
- Мышление
- Грамматический строй речи
- ГЛАВА 4 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
- 4.1. Сурдопсихология как раздел специальной психологии
- Методы сурдопсихологии
- 4.2. Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте
- 4.3. Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте
- 4.5.Жестовая речь глухих
- 4.7. Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития
- ГЛАВА 5 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
- 5.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих
- 5.4. Деятельность и внимание при дефектах зрения
- Деятельность при нарушениях зрения
- Особенности внимания у детей с нарушением зрения
- 5.7. Осязание
- 5.8. Представления
- Запоминание рассказов
- Построение тележки по представлению
- Понятийное (словесно-логическое) мышление
- Решение задач слабовидящими младшими школьниками
- Мыслительные операции
- 5.14. Речь и общение при нарушениях зрения
- Воля слепых
- 5.16. Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения
- ГЛАВА 6 ДЕТИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
- 6.1. Определение, этиология, основные формы
- 6.3. Олигофрения у детей с церебральным параличом
- ГЛАВА 7 СЛЕПОГЛУХИЕ ДЕТИ
- 8.2. Адаптация. Коррекция и компенсация функций
- 8.3. Психодиагностика нарушений развития у детей