69. Актуальные проблемы педагогов-новаторов
Шаталов Виктор Федорович (р. 1.05.1927), педагог-новатор, участник Великой Отечественной войны. На педагогической работе в школе с 1951. С 1956 вел экспериментальную работу с учащимися. Разработал оригинальную систему интенсивного обучения с использованием авторских учебных пособий, представляющих программный материал в вербально графических формах.
Человеческий фактор обусловливает и определяет дидактическую концепцию В.Ф. Шаталова. Вся его система обучения построена на принципе уважения личности школьника, гуманного отношения к нему. Создавая доброжелательную обстановку на занятиях, он вызывает у учащихся чувство уверенности в свои силы и успеха в учебной работе. Успех в учении он считает важным дидактическим принципом. Подчеркнем, что В.Ф. Шаталов на первое место в процессе обучения ставит воспитательную задачу, а также формирование у учащихся общественно ценных мотивов учения, любознательности, познавательных интересов и потребностей, чувства долга и ответственности за результаты учения. А уже потом следует задача учебно-познавательная. Порядок изучения каждой темы, т.е. поэтапного управления был всегда один и тот же, сохранялась строгая последовательность этапов изучения новой темы” (это, по сути, и есть алгоритм): 1)развернутое объяснение учителя
2)сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам
3) изучение листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных листов и плакатов); 4)работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях; 5)письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке; 6)ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей. По В.Ф. Шаталову сначала изучается теоретический материал, а затем уже практический. По В.Ф. Шаталову учебный материал изучается укрупненными единицами. Он полагает, что так учащиеся видят целостную картину изучаемого, а не только его фрагмент. Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и путем многократного вариативного повторения. Второстепенный материал не дается. Например в геометрии, практически ученикам знать доказательства не обязательно, тем более, что одна и та же теорема, вывод одной и той же формулы имеют много вариантов. В результате удается сократить время, необходимое для изучения и усвоения программного учебного предмета. Это “высвободившееся время” используется для опережающего обучения. На занятиях по какой-либо теме заглядывают в темы предстоящие. В конечном итоге опережение, например по математике, достигает целого года: курс, рассчитанный на 3 учебных года, учащиеся с успехом усваивают за 2.
Еще одна особенность опыта В.Ф. Шаталова — обеспечение учебного процесса оригинальными дидактическими средствами и пособиями. Это опорные листы и сигналы, конспекты, плашки решаемых задач, открытый лист учета знаний.
В.Ф. Шаталов использует многие приемы коллективной познавательной деятельности: взаимную консультацию учащихся, взаимопроверку знаний, обращение к помощи старшеклассников в работе с младшими. На занятиях используются также приемы игры. В учении школьников нет принуждения, нет и страха из-за “двойки” иметь неприятности с родителями или учителями. Отметку при желании всегда можно исправить и повысить, пересдается вся тема. В.Ф. Шаталов на основе своей практики предложил несколько других, в отличие от традиционных, принципов обучения: а) принцип успеха и оптимизма; б) принцип бесконфликтности; в) принцип целостности (блочное, опережающее и обучение в быстром темпе). Оценивая в целом опыт В.Ф. Шаталова как оригинальный и положительный, психолог академик А.А. Бодалев считает, что в его системе упор сделан на создание и развитие у ученика репродуктивных способностей и, к сожалению, меньше — на развитие творческой самобытности учащихся. С этой оценкой А.А. Бодалева, по-видимому, можно согласиться лишь отчасти, так как далеко опережающее обучение, как это практикует В.Ф. Шаталов, было бы невозможно без развития творческих способностей учащихся.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 2. Воспитание в условиях первобытнообщинного строя
- 3.Общие и отличительные черты воспитания в Афинах и Спарте.
- 4.Педагогические идеи Сократа.
- 5. Вклад Демокрита в развитие педагогических идей.
- 6. Педагогическое воззрение Платона.
- 7.Вклад Аристотеля в развитие педагогической мысли античности.
- 8.Церковные, ремесленные и гильдейские школы эпохи средневековья. 7 свободных искусств.
- 9. Воспитание светских феодалов в эпоху средневековья.
- 10. Роль университетов как центров средневековой культуры и образования.
- 11.Вклад гуманистов эпохи Возрождения в развитие педагогической мысли.
- 12. Гуманистический идеал эпохи Возрождения в произведениях м. Монтеня.
- 13. Система гуманистического воспитания ф.Рабле (по роману «Гаргантюа и Пантагрюэль»).
- 14. Социально-педагогические идеи т.Мора (по книге «Золотая книжка или Остров Утопия») и Кампанеллы (по роману-трактату «Город солнца»).
- 15.Социально-педагогическое воспитание в.ДаФельтре.
- 16. Педагогика нового времени и вклад я. А. Коменского в развитие педагогической науки.
- 17. Классно-урочная система Коменского. Дописать
- 18. Дидактические принципы я.А. Коменского по работе «Великая Дидактика».
- 20. Идея всеобщего обучения (пансофия) я. А. Коменского
- 21. Джон Локк о воспитании джентльмена по работе «Мысли о воспитании»
- 22. Проект Локка о рабочих школах
- 23. Теория «свободного воспитания» и метод естественных последствий ж. Ж. Руссо (по работе «Эмиль или о воспитании»).
- 24. Возрастная периодизация развития личности ж. Ж. Руссо.
- 25.Ж. Ж. Руссо о воспитании женщины
- 26. Теория элементарного образования Песталоцци
- 27. Цель и задачи воспитания в педагогике Песталоцци
- 28. Роль ф. Фребеля в создании воспитательных учреждений для дошкольников
- 29. Педагогическая теория м. Монтессори: свобода личности, самовоспитание, самообучение
- 30. Основные парадигмы зарубежной педагогики: традиционализм и реформаторство
- 31. Направления традиционной педагогики: социальная, религиозная, философская.
- 32. Направления реформаторской педагогики: («свободное воспитание», экспериментальная педагогика, прагматизм, функционализм).
- 33. Воспитание у восточных славян в 6-9 веках. Народная педагогика.
- 34. «Поучение Владимира Мономаха» как педагогический памятник 12 века
- 35. Педагогическая мысль в Беларуси в 16-17 веках.
- 36.Педагогические взгляды ф.Скорины.
- 37. Педагогическое воззрения с.Будного.
- 38.Педагогическая деятельность и взгляды с.Полоцкого.
- 39. Роль братских школ в формировании самосознания белорусов.
- 40. Педагогическая деятельность Ломоносова и его вклад в развитие науки и просвещения
- 41. Педагогические идеи и.И. Бецкого по созданию государственной системы образования.
- 42. Просветительская деятельность н. И. Новикова. Первый журнал для детей.
- 43. Идеал воспитания Радищева (по работе «Беседа о том, что есть сын Отечества»)
- 44. Прогрессивная роль в. Ф. Одоевского в создании детских приютов (по работе «Наказ лицам непосредственно заведующим детскими приютами»).
- 45. Идея всестороннего развития личности в педагогике в. Г. Белинского (по работам «Подарок под Новый год», «о детских книгах»
- 46. А. И. Герцен о цели воспитания. Критика Герценым теорий р. Оуэна, ж.Ж. Руссо (по произведению «Былое и думы»).
- 47 Проблемы воспитания гражданина и патриота в теориях Чернышевского и Добролюбова (по произведениям «Что делать» и «и об авторитетах в воспитании»)
- 48.Взгляды н.И.Пирогова на воспитание детей.
- 49. Идея народности в педагогике Ушинского и роль родного языка в воспитании (по статье «Родное слово»)
- 50. К. Д. Ушинский о педагогике как о науке и искусстве воспитания (по работе «о пользе педагогической литературы»)
- 51. Учебные книги к. Д. Ушинского («Азбука» и «Детский мир») и «Азбука» л. Н. Толстого
- 52. Вклад к. Д. Ушинского в развитие педагогической науки
- 53. Яснополянская школа л. Н. Толстого как творческая лаборатория педагога
- 54. Этапы педагогической деятельности л. Н. Толстого
- 55. Лесгафт о семейном воспитании. «Теория прибавочных раздражителей»
- 56Педагогические идеи а.С. Семонович
- 57. Принципы воспитания в системе а. С. Макаренко
- 58. Учение а. С. Макаренко о коллективе (организация, законы деятельности, условия создания по работе «Педагогическая поэма»)
- 59. Макаренко о воспитании в труде и значении сознательной дисциплины
- 60. А. С. Макаренко о семейном воспитании.
- 61. Вклад а. С. Макаренко в педагогическую практику
- 62. В. А. Сухомлинский как продолжатель гуманистических идей а. С. Макаренко
- 63. Сухомлинский о целях, задачах и принципах воспитания.
- 64. Проблема нравственного воспитания в произведения Сухомлинского («Развитие гражданина», «Как воспитать настоящего человека»)
- 65 . С. Шацкий как организатор Первой опытной станции по народному образованию.
- 66. П. П. Блонский о цели и задачах новой трудовой школы
- 67. Гуманная педагогика ш. А. Амонашвили
- 69. Актуальные проблемы педагогов-новаторов
- 70. Роль и место журналов «Педагогика» и «Адукацыя I выхаванне» в развитии воспитания и образования