2. Воспитание в условиях первобытнообщинного строя
Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности.
Концепции происхождения воспитания
Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. Сходно в обеих теориях утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей.
К периоду (40-35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности. Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков человека был предопределен его миросозерцанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию. Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн. лет назад.
Выделение человека из животного царства сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты стала возникшая у них речь. Воспитание как передача опыта из поколения в поколение начало приобретать черты особого вида деятельности. Прежде всего, оно являлось частью повседневной борьбы за выживание.
Потребность поддерживать и совершенствовать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждала развивать воспитание как специфический род деятельности. Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось тесно связанным с эволюцией форм примитивного труда. Изготовление и использование орудий труда являлись непременными условиями существования древних. Для этого была необходима передача соответствующего опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения орудий труда и самого труда неизбежно возрастала.
Таким образом, первобытное воспитание носило коллективный характер и готовило всех одинаково к повседневной жизни.
Возникновение семьи. Воспитание детей в семье
В 9-8-ом тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности, Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. В семьях элиты увеличивается срок детства и соответственно усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения. Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл.
Появление организованных форм воспитания
Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение. Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц.
В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов. Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.
В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и рост социальных антагонизмов ужесточили воспитание. Часто стали применяться физические наказания.
Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.
В условиях матриархата до 7–8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин; в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. Появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины.
Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек - приобретение навыков ведения домашнего хозяйства
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 2. Воспитание в условиях первобытнообщинного строя
- 3.Общие и отличительные черты воспитания в Афинах и Спарте.
- 4.Педагогические идеи Сократа.
- 5. Вклад Демокрита в развитие педагогических идей.
- 6. Педагогическое воззрение Платона.
- 7.Вклад Аристотеля в развитие педагогической мысли античности.
- 8.Церковные, ремесленные и гильдейские школы эпохи средневековья. 7 свободных искусств.
- 9. Воспитание светских феодалов в эпоху средневековья.
- 10. Роль университетов как центров средневековой культуры и образования.
- 11.Вклад гуманистов эпохи Возрождения в развитие педагогической мысли.
- 12. Гуманистический идеал эпохи Возрождения в произведениях м. Монтеня.
- 13. Система гуманистического воспитания ф.Рабле (по роману «Гаргантюа и Пантагрюэль»).
- 14. Социально-педагогические идеи т.Мора (по книге «Золотая книжка или Остров Утопия») и Кампанеллы (по роману-трактату «Город солнца»).
- 15.Социально-педагогическое воспитание в.ДаФельтре.
- 16. Педагогика нового времени и вклад я. А. Коменского в развитие педагогической науки.
- 17. Классно-урочная система Коменского. Дописать
- 18. Дидактические принципы я.А. Коменского по работе «Великая Дидактика».
- 20. Идея всеобщего обучения (пансофия) я. А. Коменского
- 21. Джон Локк о воспитании джентльмена по работе «Мысли о воспитании»
- 22. Проект Локка о рабочих школах
- 23. Теория «свободного воспитания» и метод естественных последствий ж. Ж. Руссо (по работе «Эмиль или о воспитании»).
- 24. Возрастная периодизация развития личности ж. Ж. Руссо.
- 25.Ж. Ж. Руссо о воспитании женщины
- 26. Теория элементарного образования Песталоцци
- 27. Цель и задачи воспитания в педагогике Песталоцци
- 28. Роль ф. Фребеля в создании воспитательных учреждений для дошкольников
- 29. Педагогическая теория м. Монтессори: свобода личности, самовоспитание, самообучение
- 30. Основные парадигмы зарубежной педагогики: традиционализм и реформаторство
- 31. Направления традиционной педагогики: социальная, религиозная, философская.
- 32. Направления реформаторской педагогики: («свободное воспитание», экспериментальная педагогика, прагматизм, функционализм).
- 33. Воспитание у восточных славян в 6-9 веках. Народная педагогика.
- 34. «Поучение Владимира Мономаха» как педагогический памятник 12 века
- 35. Педагогическая мысль в Беларуси в 16-17 веках.
- 36.Педагогические взгляды ф.Скорины.
- 37. Педагогическое воззрения с.Будного.
- 38.Педагогическая деятельность и взгляды с.Полоцкого.
- 39. Роль братских школ в формировании самосознания белорусов.
- 40. Педагогическая деятельность Ломоносова и его вклад в развитие науки и просвещения
- 41. Педагогические идеи и.И. Бецкого по созданию государственной системы образования.
- 42. Просветительская деятельность н. И. Новикова. Первый журнал для детей.
- 43. Идеал воспитания Радищева (по работе «Беседа о том, что есть сын Отечества»)
- 44. Прогрессивная роль в. Ф. Одоевского в создании детских приютов (по работе «Наказ лицам непосредственно заведующим детскими приютами»).
- 45. Идея всестороннего развития личности в педагогике в. Г. Белинского (по работам «Подарок под Новый год», «о детских книгах»
- 46. А. И. Герцен о цели воспитания. Критика Герценым теорий р. Оуэна, ж.Ж. Руссо (по произведению «Былое и думы»).
- 47 Проблемы воспитания гражданина и патриота в теориях Чернышевского и Добролюбова (по произведениям «Что делать» и «и об авторитетах в воспитании»)
- 48.Взгляды н.И.Пирогова на воспитание детей.
- 49. Идея народности в педагогике Ушинского и роль родного языка в воспитании (по статье «Родное слово»)
- 50. К. Д. Ушинский о педагогике как о науке и искусстве воспитания (по работе «о пользе педагогической литературы»)
- 51. Учебные книги к. Д. Ушинского («Азбука» и «Детский мир») и «Азбука» л. Н. Толстого
- 52. Вклад к. Д. Ушинского в развитие педагогической науки
- 53. Яснополянская школа л. Н. Толстого как творческая лаборатория педагога
- 54. Этапы педагогической деятельности л. Н. Толстого
- 55. Лесгафт о семейном воспитании. «Теория прибавочных раздражителей»
- 56Педагогические идеи а.С. Семонович
- 57. Принципы воспитания в системе а. С. Макаренко
- 58. Учение а. С. Макаренко о коллективе (организация, законы деятельности, условия создания по работе «Педагогическая поэма»)
- 59. Макаренко о воспитании в труде и значении сознательной дисциплины
- 60. А. С. Макаренко о семейном воспитании.
- 61. Вклад а. С. Макаренко в педагогическую практику
- 62. В. А. Сухомлинский как продолжатель гуманистических идей а. С. Макаренко
- 63. Сухомлинский о целях, задачах и принципах воспитания.
- 64. Проблема нравственного воспитания в произведения Сухомлинского («Развитие гражданина», «Как воспитать настоящего человека»)
- 65 . С. Шацкий как организатор Первой опытной станции по народному образованию.
- 66. П. П. Блонский о цели и задачах новой трудовой школы
- 67. Гуманная педагогика ш. А. Амонашвили
- 69. Актуальные проблемы педагогов-новаторов
- 70. Роль и место журналов «Педагогика» и «Адукацыя I выхаванне» в развитии воспитания и образования