41. Педагогические идеи и.И. Бецкого по созданию государственной системы образования.
Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещания улучшить государственные законы и положения различных сословий. Она состояла в переписке с французскими просветителями, которых приглашала участвовать в разработке и осуществлении проектов организации народного образования, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен Иван И в а н о в и ч Б е ц к о й, который много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, знакомился с учреждениями просветительного характера.
В 1763 году в Москве по его инициативе открылся воспитательный дом с госпиталем для родильниц. Позже был создан Петербургский воспитательный дом и воспитательные дома в провинциальных городах.
И. И. Бецкой представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в1764 году под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5—6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей.
Бецкой изменил постановку учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах и гимназиях, удлинил в них сроки пребывания воспитанников, открыл новые воспитательно-образовательные учреждения для разных сословий, кроме крепостных крестьян, а именно: училище при Академии художеств и Коммерческое училище для мальчиков, Смольный институт благородных девиц в Петербурге для дворянок с отделением для девочек из мещан.
Бецкой, как все просветители XVIII века, очень высоко ставил роль воспитания в общественной жизни, говорил, что «корень всему злу и добру — воспитание». Он рассчитывал создать путем воспитания «новую породу людей» — образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, а также разночинцев — «третий чин людей», которые занимались бы промышленностью, торговлей, ремеслом. Он также
надеялся, что эти новые люди передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, те в свою очередь — будущим поколениям, и так постепенно изменятся нравственность и поступки людей, а
следовательно, улучшится общество. Он предлагал провести общественные преобразования, но с обязательным сохранением в неприкосновенности крепостнического строя.
Бецкой считал главными средствами нравственного воспитания внушение «страха божия», изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. Он предлагал в закрытых воспитательных учреждениях поддерживать в детях склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть учтивыми, сострадательными к бедности и несчастью.
Бецкой придавал большое значение физическому воспитанию, главными средствами которого считал чистый воздух, а также«увеселение невинными забавами и играми». Касаясь вопросов умственного воспитания, он указывал, что процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские склонности, рекомендовал учить юношество «больше от смотрения и слышания, нежели от твержения уроков», предупреждал, что принуждение детей к учению может привести к притуплению детских способностей, категорически настаивал на запрещении физических наказаний.
Сторонник женского образования, Бецкой признавал важную роль женщин в деле воспитания детей, особенно раннего возраста, говорил о необходимости создания в обществе уважения к женщине, как матери и воспитательнице. Он сыграл большую роль в открытии первого женского воспитательно-образовательного учреждения —Института благородных девиц (Смольный институт). Однако во взглядах Бецкого отчетливо выступает печать классовой, дворянской ограниченности: в стремлении изолировать детей от окружающей действительности и организовать сословную систему воспитания, в которой каждому сословию доступны только определенные школы, а крепостные люди лишены возможности учиться.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 2. Воспитание в условиях первобытнообщинного строя
- 3.Общие и отличительные черты воспитания в Афинах и Спарте.
- 4.Педагогические идеи Сократа.
- 5. Вклад Демокрита в развитие педагогических идей.
- 6. Педагогическое воззрение Платона.
- 7.Вклад Аристотеля в развитие педагогической мысли античности.
- 8.Церковные, ремесленные и гильдейские школы эпохи средневековья. 7 свободных искусств.
- 9. Воспитание светских феодалов в эпоху средневековья.
- 10. Роль университетов как центров средневековой культуры и образования.
- 11.Вклад гуманистов эпохи Возрождения в развитие педагогической мысли.
- 12. Гуманистический идеал эпохи Возрождения в произведениях м. Монтеня.
- 13. Система гуманистического воспитания ф.Рабле (по роману «Гаргантюа и Пантагрюэль»).
- 14. Социально-педагогические идеи т.Мора (по книге «Золотая книжка или Остров Утопия») и Кампанеллы (по роману-трактату «Город солнца»).
- 15.Социально-педагогическое воспитание в.ДаФельтре.
- 16. Педагогика нового времени и вклад я. А. Коменского в развитие педагогической науки.
- 17. Классно-урочная система Коменского. Дописать
- 18. Дидактические принципы я.А. Коменского по работе «Великая Дидактика».
- 20. Идея всеобщего обучения (пансофия) я. А. Коменского
- 21. Джон Локк о воспитании джентльмена по работе «Мысли о воспитании»
- 22. Проект Локка о рабочих школах
- 23. Теория «свободного воспитания» и метод естественных последствий ж. Ж. Руссо (по работе «Эмиль или о воспитании»).
- 24. Возрастная периодизация развития личности ж. Ж. Руссо.
- 25.Ж. Ж. Руссо о воспитании женщины
- 26. Теория элементарного образования Песталоцци
- 27. Цель и задачи воспитания в педагогике Песталоцци
- 28. Роль ф. Фребеля в создании воспитательных учреждений для дошкольников
- 29. Педагогическая теория м. Монтессори: свобода личности, самовоспитание, самообучение
- 30. Основные парадигмы зарубежной педагогики: традиционализм и реформаторство
- 31. Направления традиционной педагогики: социальная, религиозная, философская.
- 32. Направления реформаторской педагогики: («свободное воспитание», экспериментальная педагогика, прагматизм, функционализм).
- 33. Воспитание у восточных славян в 6-9 веках. Народная педагогика.
- 34. «Поучение Владимира Мономаха» как педагогический памятник 12 века
- 35. Педагогическая мысль в Беларуси в 16-17 веках.
- 36.Педагогические взгляды ф.Скорины.
- 37. Педагогическое воззрения с.Будного.
- 38.Педагогическая деятельность и взгляды с.Полоцкого.
- 39. Роль братских школ в формировании самосознания белорусов.
- 40. Педагогическая деятельность Ломоносова и его вклад в развитие науки и просвещения
- 41. Педагогические идеи и.И. Бецкого по созданию государственной системы образования.
- 42. Просветительская деятельность н. И. Новикова. Первый журнал для детей.
- 43. Идеал воспитания Радищева (по работе «Беседа о том, что есть сын Отечества»)
- 44. Прогрессивная роль в. Ф. Одоевского в создании детских приютов (по работе «Наказ лицам непосредственно заведующим детскими приютами»).
- 45. Идея всестороннего развития личности в педагогике в. Г. Белинского (по работам «Подарок под Новый год», «о детских книгах»
- 46. А. И. Герцен о цели воспитания. Критика Герценым теорий р. Оуэна, ж.Ж. Руссо (по произведению «Былое и думы»).
- 47 Проблемы воспитания гражданина и патриота в теориях Чернышевского и Добролюбова (по произведениям «Что делать» и «и об авторитетах в воспитании»)
- 48.Взгляды н.И.Пирогова на воспитание детей.
- 49. Идея народности в педагогике Ушинского и роль родного языка в воспитании (по статье «Родное слово»)
- 50. К. Д. Ушинский о педагогике как о науке и искусстве воспитания (по работе «о пользе педагогической литературы»)
- 51. Учебные книги к. Д. Ушинского («Азбука» и «Детский мир») и «Азбука» л. Н. Толстого
- 52. Вклад к. Д. Ушинского в развитие педагогической науки
- 53. Яснополянская школа л. Н. Толстого как творческая лаборатория педагога
- 54. Этапы педагогической деятельности л. Н. Толстого
- 55. Лесгафт о семейном воспитании. «Теория прибавочных раздражителей»
- 56Педагогические идеи а.С. Семонович
- 57. Принципы воспитания в системе а. С. Макаренко
- 58. Учение а. С. Макаренко о коллективе (организация, законы деятельности, условия создания по работе «Педагогическая поэма»)
- 59. Макаренко о воспитании в труде и значении сознательной дисциплины
- 60. А. С. Макаренко о семейном воспитании.
- 61. Вклад а. С. Макаренко в педагогическую практику
- 62. В. А. Сухомлинский как продолжатель гуманистических идей а. С. Макаренко
- 63. Сухомлинский о целях, задачах и принципах воспитания.
- 64. Проблема нравственного воспитания в произведения Сухомлинского («Развитие гражданина», «Как воспитать настоящего человека»)
- 65 . С. Шацкий как организатор Первой опытной станции по народному образованию.
- 66. П. П. Блонский о цели и задачах новой трудовой школы
- 67. Гуманная педагогика ш. А. Амонашвили
- 69. Актуальные проблемы педагогов-новаторов
- 70. Роль и место журналов «Педагогика» и «Адукацыя I выхаванне» в развитии воспитания и образования