31. Направления традиционной педагогики: социальная, религиозная, философская.
Социальная:
Эмиль Дюркгейм (1858—1917) — один из наиболее заметных представителей социальной педагогики. Фундаментом его педагогических взглядов служит выдвинутая им концепция "стадий цивилизации" и "коллективных представлений". По этой концепции, человечество прошло ряд исторических стадий, каждой из которых присущи свои собственные системы идеалов воспитания — "коллективные представления".
Э. Дюркгейм, убежденный в общественном характере педагогического процесса писал, что деятельность школы состоит "прежде всего, в развитии известного набора интеллектуальных, нравственных, физических качеств, которых требует общество и среда". Итог воспитательного процесса — слияние социального и биологического компонентов, т.е. достижение "индивидуальной социализации".
Э. Дюркгейм высказал плодотворную мысль о правомерности дозированного управления процессом воспитания, что должно выражаться в определении основной траектории поведения личности и неприятии "слепой покорности" ребенка. Как первостепенный педагогический фактор Дюркгейм рассматривал воздействие на ученика школьного класса. "Дети в классе думают, чувствуют, поступают иначе, чем если бы они были изолированы друг от друга. Для достижения целей воспитания, считал Дюркгейм, педагогу следует, избегая мелочной опеки, глушить присущую ребенку неустойчивость интересов, умело дозировать свое влияние. В свете этого рассматривались, например, наказания. Педагогу отводилась роль бесстрастного, отрешенного от личных эмоций исполнителя общественной воли.
Вильгельм Дилетей (1883 — 1911) также особо подчеркивал социальную природу процесса воспитания. Дильтей выдвинул концепцию "переживания" как явления, присущего лишь человеку с его эмоциональной жизнью. Он предлагал начинать учебно-воспитательный процесс с организации эмоционального переживания окружающей действительности.
Пауль Наторп (1854—1924) в своем труде "Социальная педагогика" рассматривал школу как важнейший инструмент социализации в виде рабочего сообщества педагогов и учеников. Наторп утверждал, что индивидуальное самосознание эффективно формируется в атмосфере человеческих взаимоотношений, где нет места соперничеству между детьми.
Эдвард Шпрангер (1882 — 1963), размышляя о проблеме выбора человеком места на социальной лестнице и о воспитании как подготовке к этому месту, утверждал, что в воспитании следует ориентироваться на различные типы личности. Шпрангер предложил шесть вариантов типологии человека: экономический (со склонностями к хозяйственной деятельности), теоретический (стремящийся к научной деятельности), эстетический (с тягой к искусству), социальный (ярко выраженный альтруист), политический (рвущийся к власти) и религиозный.
Религиозная
Среди педагогов религиозного направления можно выделить мыслителей, склонных к той или иной конфессии, а также ученых, стоявших вне определенной религиозной идеологии. К первой группе относятся прежде всего представители педагогики неотомизма: Ф. Брюнетьер, Э. Бутру, Ж. Маритен (Франция), Ф. В. Ферстер (Германия), Р. Хатчинз, М. Адлер (США), ко второй группе — А. Н. Уайтхед (Англия), Р. Штайнер, М. Бубер (Австрия).
Педагоги-неотомисты сравнивали педагогический процесс с дорогой, движение по которой предопределено свыше и которое можно ускорить теми или иными способами воспитания и обучения.
Ф. В. Ферстер (1869—1956) рассматривал человека как "трагическое двойственное существо", в котором от Бога и дьявола замешаны добро и зло. Чтобы преодолеть эту двойственность в гуманном направлении, следует требовать от ребенка "дисциплины и послушания", что является "подготовкой к свободе духовной личности".
Жак Маритен в основу процесса воспитания Маритен ставил идею христианского человеколюбия. Обрести такую гуманистическую направленность личность может лишь при умелом руководстве наставника.
По Буберу, человек воспринимает окружающий мир как нечто отчужденное от него. Воспитание трактуется как "встреча" личности с окружающим миром, который должен стать ей интересен и важен.
Мистико-антропологическая концепция Рудольфа Штайнера пронизана антиконфессиональным духом. Свою теорию Штайнер тесно связывал с практикой обучения, школа должна строиться на глубоком познании человека, а ее целью может быть прежде всего формирование гуманной личности.
Альфред Норт Уайтхед считал, что воспитание должно дать прежде всего идею Бога.
Философская
Ж -П. Сартр (1905 — 1980) — один из лидеров экзистенциалистской педагогики. Он исповедовал идеал одухотворенного, мыслящего человека. Формирование человека связывалось прежде всего со свободным сознательным выбором им цели. Сартр оценивал влияние внешних факторов на "экзистенцию" ребенка как крайне незначительное и наиболее эффективным считал самовоспитание ("человек есть лишь то, что сам из себя делает").
Ален (Эмиль Шартье) (1868—1951). Вслед за Гегелем Ален предлагал учитывать в воспитании, прежде всего, процесс взросления личности. Ведущими факторами воспитания определялись окружающий мир и деятельность самой личности. Воспитание трактовалось как переход личности из состояния детства в положение хозяина собственной судьбы ("самоосвобождение"). Почти все проступки ребенка и подростка увязывались со стремлением "вырваться из детства". Ален формулировал идею двоякой функции воспитания — подготовка к жизни и участие в самой жизни. Выполнение такой функции виделось в точном соотнесении предъявляемых к ребенку требований с его наличными силами.
Ален выдвинул концепцию строгого воспитания. Согласно этой концепции, школьник должен сознавать, что всякий результат зависит от его собственных усилий.
Пауль Наторп. Персональные особенности личности заключены, по мнению Наторпа, в "труде", т.е. активности человека. Человеческий разум совершенствуется самопроизвольно. Воспитание должно создать для этого наилучшие условия.
А. Н. Уайтхед. Им разработана теория ритмического умственного роста, согласно которой интеллектуальное развитие соответствует возрастным этапам (циклам). Уайтхед подчеркивал необходимость органического единства процесса умственного развития с чувственным восприятием, эмоциями. Он говорил о пользе в обучении самостоятельных "открытий".
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 2. Воспитание в условиях первобытнообщинного строя
- 3.Общие и отличительные черты воспитания в Афинах и Спарте.
- 4.Педагогические идеи Сократа.
- 5. Вклад Демокрита в развитие педагогических идей.
- 6. Педагогическое воззрение Платона.
- 7.Вклад Аристотеля в развитие педагогической мысли античности.
- 8.Церковные, ремесленные и гильдейские школы эпохи средневековья. 7 свободных искусств.
- 9. Воспитание светских феодалов в эпоху средневековья.
- 10. Роль университетов как центров средневековой культуры и образования.
- 11.Вклад гуманистов эпохи Возрождения в развитие педагогической мысли.
- 12. Гуманистический идеал эпохи Возрождения в произведениях м. Монтеня.
- 13. Система гуманистического воспитания ф.Рабле (по роману «Гаргантюа и Пантагрюэль»).
- 14. Социально-педагогические идеи т.Мора (по книге «Золотая книжка или Остров Утопия») и Кампанеллы (по роману-трактату «Город солнца»).
- 15.Социально-педагогическое воспитание в.ДаФельтре.
- 16. Педагогика нового времени и вклад я. А. Коменского в развитие педагогической науки.
- 17. Классно-урочная система Коменского. Дописать
- 18. Дидактические принципы я.А. Коменского по работе «Великая Дидактика».
- 20. Идея всеобщего обучения (пансофия) я. А. Коменского
- 21. Джон Локк о воспитании джентльмена по работе «Мысли о воспитании»
- 22. Проект Локка о рабочих школах
- 23. Теория «свободного воспитания» и метод естественных последствий ж. Ж. Руссо (по работе «Эмиль или о воспитании»).
- 24. Возрастная периодизация развития личности ж. Ж. Руссо.
- 25.Ж. Ж. Руссо о воспитании женщины
- 26. Теория элементарного образования Песталоцци
- 27. Цель и задачи воспитания в педагогике Песталоцци
- 28. Роль ф. Фребеля в создании воспитательных учреждений для дошкольников
- 29. Педагогическая теория м. Монтессори: свобода личности, самовоспитание, самообучение
- 30. Основные парадигмы зарубежной педагогики: традиционализм и реформаторство
- 31. Направления традиционной педагогики: социальная, религиозная, философская.
- 32. Направления реформаторской педагогики: («свободное воспитание», экспериментальная педагогика, прагматизм, функционализм).
- 33. Воспитание у восточных славян в 6-9 веках. Народная педагогика.
- 34. «Поучение Владимира Мономаха» как педагогический памятник 12 века
- 35. Педагогическая мысль в Беларуси в 16-17 веках.
- 36.Педагогические взгляды ф.Скорины.
- 37. Педагогическое воззрения с.Будного.
- 38.Педагогическая деятельность и взгляды с.Полоцкого.
- 39. Роль братских школ в формировании самосознания белорусов.
- 40. Педагогическая деятельность Ломоносова и его вклад в развитие науки и просвещения
- 41. Педагогические идеи и.И. Бецкого по созданию государственной системы образования.
- 42. Просветительская деятельность н. И. Новикова. Первый журнал для детей.
- 43. Идеал воспитания Радищева (по работе «Беседа о том, что есть сын Отечества»)
- 44. Прогрессивная роль в. Ф. Одоевского в создании детских приютов (по работе «Наказ лицам непосредственно заведующим детскими приютами»).
- 45. Идея всестороннего развития личности в педагогике в. Г. Белинского (по работам «Подарок под Новый год», «о детских книгах»
- 46. А. И. Герцен о цели воспитания. Критика Герценым теорий р. Оуэна, ж.Ж. Руссо (по произведению «Былое и думы»).
- 47 Проблемы воспитания гражданина и патриота в теориях Чернышевского и Добролюбова (по произведениям «Что делать» и «и об авторитетах в воспитании»)
- 48.Взгляды н.И.Пирогова на воспитание детей.
- 49. Идея народности в педагогике Ушинского и роль родного языка в воспитании (по статье «Родное слово»)
- 50. К. Д. Ушинский о педагогике как о науке и искусстве воспитания (по работе «о пользе педагогической литературы»)
- 51. Учебные книги к. Д. Ушинского («Азбука» и «Детский мир») и «Азбука» л. Н. Толстого
- 52. Вклад к. Д. Ушинского в развитие педагогической науки
- 53. Яснополянская школа л. Н. Толстого как творческая лаборатория педагога
- 54. Этапы педагогической деятельности л. Н. Толстого
- 55. Лесгафт о семейном воспитании. «Теория прибавочных раздражителей»
- 56Педагогические идеи а.С. Семонович
- 57. Принципы воспитания в системе а. С. Макаренко
- 58. Учение а. С. Макаренко о коллективе (организация, законы деятельности, условия создания по работе «Педагогическая поэма»)
- 59. Макаренко о воспитании в труде и значении сознательной дисциплины
- 60. А. С. Макаренко о семейном воспитании.
- 61. Вклад а. С. Макаренко в педагогическую практику
- 62. В. А. Сухомлинский как продолжатель гуманистических идей а. С. Макаренко
- 63. Сухомлинский о целях, задачах и принципах воспитания.
- 64. Проблема нравственного воспитания в произведения Сухомлинского («Развитие гражданина», «Как воспитать настоящего человека»)
- 65 . С. Шацкий как организатор Первой опытной станции по народному образованию.
- 66. П. П. Блонский о цели и задачах новой трудовой школы
- 67. Гуманная педагогика ш. А. Амонашвили
- 69. Актуальные проблемы педагогов-новаторов
- 70. Роль и место журналов «Педагогика» и «Адукацыя I выхаванне» в развитии воспитания и образования