logo
История образования и педагогической мысли как учебная дисциплина переделка

18. Дидактические принципы я.А. Коменского по работе «Великая Дидактика».

Принцип наглядности Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как

привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию ещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило»дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для

восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением; слышимое— слухом; запахи —обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они

сразу схватываются несколькими чувствами». Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними.

Сознательности учения. Ученики с помощью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить

учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят».

Систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем

переходить к изучению отдельных его сторон.

Последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать

так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства)

учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку.

Посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания,

сообщением основного без излишних деталей.

Прочности усвоения учащимися учебного материала, Коменский говорил, что надо закла-

дывать «прочное основание», не спешить в обучении, добиваться,чтобы учащиеся вполне усвоили преподаваемое им: все имеющее связь должно преподаваться «в связи». Огромное значение для прочного усвоения имеют упражнения и повторение усвоенного учащимися материала.

Развитие познавательных способностей учащихся, «воспламенить жажду знания и

пылкое усердие к учению», для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность.

Принцип природосообразгости – развитие и обучение ребенка стоит строить исходя из законов развития природы, сообразно его возрасту и полу.

19. Воспитание по возрастным периодам на основе принципа природосообразности Я. А. Коменского

Я.А. Коменский впервые в истории педагогики разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования. Педагог выступал за всеобщее обучение и считал, что во всяком благоустроенном обществе должны действовать школы для обучения детей обоих полов.Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

детство — от рождения до 6 лет включительно,

отрочество — от б до 12 лет,

юность — от 12 до 18 лет,

возмужалость — от 18 до 24 лет.

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления («понимания и суждения») и возмужалость— развитием воли и способностью сохранять гармонию. Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4