3.Общие и отличительные черты воспитания в Афинах и Спарте.
Античная культура зародилась приблизительно в Ш тысячелетии до н. э. и престала существовать в V в. В ее рамках получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, система образовательных учреждений, философами Античности были сформулированы идеи и концепции воспитания и обучения молодежи. В развитии воспитания и школы в античном мире выделяются несколько периодов.
Архаичный (древнегреческий) период с IX в. до н. э. по VIII в. до н. э. Обучение и воспитание подрастающего поколения в этот период проходило в домашне-семейных условиях под руководством опытных наставников. В это время школьных форм обучения в государствах Древней Греции еще не существовало, но общественное внимание к обучению и воспитанию подрастающего поколения и представления об идеале физически и нравственно развитого грека вслед за Гомером отразил Гесиод в поэме «Труды и дни».
Период расцвета Эллады (новогреческий) длился с VII в. до н. э. по IV в. до н. э. Наибольшую известность и влияние среди греческих городов-полисов в рассматриваемый период имеют Афины и Спарта, в которых развитие воспитания и школы шло по разным направлениям.
Идеал развития личности в Спарте сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого человека. Это было обусловлено объективными причинами: вся Лакония представляла собой военный лагерь, находящийся в постоянной боевой готовности из-за угрозы восстаний рабов (илотов) и непрерывных войн. До 7 лет дети в Спарте воспитывались в семье. Они находились на попечении кормилиц, которые не баловали детей, воспитывая их в строгости, и уделяли внимание развитию физического здоровья. Государство с самого раннего возраста участвовало в деле воспитания мальчика-спартанца, которого уже в первые дни жизни старейшины должны были признать годным или не годным к военной службе.
Молодежь до 30 лет в Спарте не обладала полнотой гражданских прав и воспитывалась под контролем государства. В этом процессе выделялось три возрастных периода: от 7 до 15 лет, от 15 до 20 лет и от 20 до 30 лет, самый интенсивный процесс воспитания и обучения приходится именно на первый из выделенных периодов. С 7 лет все мальчики становились «общественной собственностью», их собирали в агелы – своеобразные военизированные интернаты казарменного типа, где они жили и воспитывались до 14 лет. Контроль над агелой осуществлял пайдоним (пайдоном) – представитель государственной власти, а непосредственное руководство – эйрены – юноши-спартиаты старше 15 лет, проявившие умение руководить.
Основной упор в воспитании делался на гимнастические и военные упражнения. Мальчики росли в довольно суровых условиях: из одежды им полагался один хитон (а с 12 лет один плащ) на год, пища была весьма скудной и простой, ухаживать за телом не разрешалось, постель, на которой спали подростки, изготавливалась из тростника. Чтение, письмо, счет, музыка не являлись приоритетными предметами в содержании образования спартиатов, а их изучение было утилитарным (чтение и письмо – для того, чтобы составить военное донесение, музыка и стихосложение – для того, чтобы петь военные гимны, и т. п.). Особое внимание уделялось выработке лаконичной речи – способности кратко и точно изъясняться. Мальчики участвовали в ежегодных публичных состязаниях – агонах, в ходе которых им предстояло показать все, чему они научились. Первый период воспитания в 14 лет заканчивался большим агоном, включавшим мусические (музыка, пение, стихосложение и т. п.) и гимнастические состязания, а также испытание на мужество и выдержку – публичные сечения.
Успешно прошедшие испытание юноши получали оружие, распределялись по отрядам и в течение года несли «испытательную» службу на территории всей Спарты.
Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от воспитания спартанских юношей и проходило в постоянных гимнастических упражнениях. Физическое здоровье спартанок должно было обеспечить воспроизводство здорового потомства.
В Афинах социальное устройство имело черты демократизма, цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка. До 7 лет мальчики воспитывались в семье, ориентируясь на идеал гармоничного развития. В раннем возрасте дети воспитывались матерью и кормилицами, с 4–5 лет они находились под присмотром раба – педагога. С 7 лет дети поступали в школу.
В Афинах сформировалась сложная система образовательных учреждений, которая носила двухступенчатый характер и включала различные типы начальных и средних школ. Учебные заведения в Афинах назывались дидаскалейонами и были частными и платными.
Начальная ступень образования была представлена мусическими и гимнастическими (палестры) школами, которые позволяли решать в комплексе задачи всестороннего интеллектуального развития и формирования культуры тела. Обучение в мусической школе продолжалось от 7 до 16 лет и включало литературу, искусство и науки, находящиеся, согласно греческой мифологии, под покровительством муз. Центральное место занимало обучение литературе, тесно связанное с музыкальным образованием. Мальчики заучивали наизусть произведения Гомера, Гесиода, Эсхила, Еврипида, Софокла и других греческих авторов. Музыка преподавалась в неразрывной связи с обучением пению. В мусических школах подростки обучались четырем основным арифметическим действиям и началам геометрии, начиная с IV в. в программу обучения добавилось рисование. С 12 лет мальчик одновременно с мусической посещал гимнастическую школу под руководством учителя педотриба, где упражнялся в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. Приблизительно с 14 лет обучение в палестре выходит на первый план, оттесняя мусическое образование.
Средняя ступень образования в Афинах была представлена несколькими типами школ. Это прежде всего гимнасий (государственное учебное заведение повышенного типа) для юношей 16–18 лет, проявивших старание и достигших высоких результатов в обучении. Далее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии – государственном учреждении, целью которого была военная подготовка. На первом году обучения молодые люди тренировались в специализированных военных упражнениях – беге с факелами, метании камней, копий, дисков, плавании и т. п. Второй год посвящался несению службы на границах государства.
Характерной тенденцией афинского образования, сложившейся к VI в. до н. э., стал процесс становления и развития философских школ (пифагорейской, эпикурейской, софистской и т. д.), которые давали возможность практиковаться в общественно-политических и философских дискуссиях будущим политикам.
Женское образование в Афинах не было развито так, как в Спарте, и ограничивалось рамками семейного воспитания на женской половине дома – гинекее. Здесь от матери, кормилиц и других женщин семьи девочка получала элементарные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте, пения, но в основном все время девочки было занято обучением рукоделию.
Сходство воспитания в Афинах и Спарте:
До 7 лет дети воспитывались в семье
Женское образование не было развито, девочки воспитывались дома.
Отличия:
Направленность воспитания в Афинах - гармоническое и ум и тело, в Спарте – ставка на физическое воспитание
В Спарте – обучение происходило в агелах, в Афинах – обучение было двуступенчатым: сначала – палестры, потом - гимнасии.
Содержание образование носило различную направленность: в Спарте обучение письме, чтению и речи носило утилитарный характер, в Афинах – эти дисциплины имели целью эстетическое воспитание.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 2. Воспитание в условиях первобытнообщинного строя
- 3.Общие и отличительные черты воспитания в Афинах и Спарте.
- 4.Педагогические идеи Сократа.
- 5. Вклад Демокрита в развитие педагогических идей.
- 6. Педагогическое воззрение Платона.
- 7.Вклад Аристотеля в развитие педагогической мысли античности.
- 8.Церковные, ремесленные и гильдейские школы эпохи средневековья. 7 свободных искусств.
- 9. Воспитание светских феодалов в эпоху средневековья.
- 10. Роль университетов как центров средневековой культуры и образования.
- 11.Вклад гуманистов эпохи Возрождения в развитие педагогической мысли.
- 12. Гуманистический идеал эпохи Возрождения в произведениях м. Монтеня.
- 13. Система гуманистического воспитания ф.Рабле (по роману «Гаргантюа и Пантагрюэль»).
- 14. Социально-педагогические идеи т.Мора (по книге «Золотая книжка или Остров Утопия») и Кампанеллы (по роману-трактату «Город солнца»).
- 15.Социально-педагогическое воспитание в.ДаФельтре.
- 16. Педагогика нового времени и вклад я. А. Коменского в развитие педагогической науки.
- 17. Классно-урочная система Коменского. Дописать
- 18. Дидактические принципы я.А. Коменского по работе «Великая Дидактика».
- 20. Идея всеобщего обучения (пансофия) я. А. Коменского
- 21. Джон Локк о воспитании джентльмена по работе «Мысли о воспитании»
- 22. Проект Локка о рабочих школах
- 23. Теория «свободного воспитания» и метод естественных последствий ж. Ж. Руссо (по работе «Эмиль или о воспитании»).
- 24. Возрастная периодизация развития личности ж. Ж. Руссо.
- 25.Ж. Ж. Руссо о воспитании женщины
- 26. Теория элементарного образования Песталоцци
- 27. Цель и задачи воспитания в педагогике Песталоцци
- 28. Роль ф. Фребеля в создании воспитательных учреждений для дошкольников
- 29. Педагогическая теория м. Монтессори: свобода личности, самовоспитание, самообучение
- 30. Основные парадигмы зарубежной педагогики: традиционализм и реформаторство
- 31. Направления традиционной педагогики: социальная, религиозная, философская.
- 32. Направления реформаторской педагогики: («свободное воспитание», экспериментальная педагогика, прагматизм, функционализм).
- 33. Воспитание у восточных славян в 6-9 веках. Народная педагогика.
- 34. «Поучение Владимира Мономаха» как педагогический памятник 12 века
- 35. Педагогическая мысль в Беларуси в 16-17 веках.
- 36.Педагогические взгляды ф.Скорины.
- 37. Педагогическое воззрения с.Будного.
- 38.Педагогическая деятельность и взгляды с.Полоцкого.
- 39. Роль братских школ в формировании самосознания белорусов.
- 40. Педагогическая деятельность Ломоносова и его вклад в развитие науки и просвещения
- 41. Педагогические идеи и.И. Бецкого по созданию государственной системы образования.
- 42. Просветительская деятельность н. И. Новикова. Первый журнал для детей.
- 43. Идеал воспитания Радищева (по работе «Беседа о том, что есть сын Отечества»)
- 44. Прогрессивная роль в. Ф. Одоевского в создании детских приютов (по работе «Наказ лицам непосредственно заведующим детскими приютами»).
- 45. Идея всестороннего развития личности в педагогике в. Г. Белинского (по работам «Подарок под Новый год», «о детских книгах»
- 46. А. И. Герцен о цели воспитания. Критика Герценым теорий р. Оуэна, ж.Ж. Руссо (по произведению «Былое и думы»).
- 47 Проблемы воспитания гражданина и патриота в теориях Чернышевского и Добролюбова (по произведениям «Что делать» и «и об авторитетах в воспитании»)
- 48.Взгляды н.И.Пирогова на воспитание детей.
- 49. Идея народности в педагогике Ушинского и роль родного языка в воспитании (по статье «Родное слово»)
- 50. К. Д. Ушинский о педагогике как о науке и искусстве воспитания (по работе «о пользе педагогической литературы»)
- 51. Учебные книги к. Д. Ушинского («Азбука» и «Детский мир») и «Азбука» л. Н. Толстого
- 52. Вклад к. Д. Ушинского в развитие педагогической науки
- 53. Яснополянская школа л. Н. Толстого как творческая лаборатория педагога
- 54. Этапы педагогической деятельности л. Н. Толстого
- 55. Лесгафт о семейном воспитании. «Теория прибавочных раздражителей»
- 56Педагогические идеи а.С. Семонович
- 57. Принципы воспитания в системе а. С. Макаренко
- 58. Учение а. С. Макаренко о коллективе (организация, законы деятельности, условия создания по работе «Педагогическая поэма»)
- 59. Макаренко о воспитании в труде и значении сознательной дисциплины
- 60. А. С. Макаренко о семейном воспитании.
- 61. Вклад а. С. Макаренко в педагогическую практику
- 62. В. А. Сухомлинский как продолжатель гуманистических идей а. С. Макаренко
- 63. Сухомлинский о целях, задачах и принципах воспитания.
- 64. Проблема нравственного воспитания в произведения Сухомлинского («Развитие гражданина», «Как воспитать настоящего человека»)
- 65 . С. Шацкий как организатор Первой опытной станции по народному образованию.
- 66. П. П. Блонский о цели и задачах новой трудовой школы
- 67. Гуманная педагогика ш. А. Амонашвили
- 69. Актуальные проблемы педагогов-новаторов
- 70. Роль и место журналов «Педагогика» и «Адукацыя I выхаванне» в развитии воспитания и образования