logo
Ответы 1-15

Вопрос 1.Классификация методов обучения

Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения.

Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснован­ных классификаций методов обучения.

1. Традиционная классификация методов обучения. Общий признак: источники знаний: практика, наглядность, сло­во+ книга+видео(нов.комп.технологии).В данной классификации выделяется пять методов: практический, нагляд­ный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы выражения).Метод

Практический

Наглядный

Словесный

Работа с книгой

Видеометод

Опыт

Иллюстрация

Объяснение

Чтение

Просмотр

Упражнение

Демонстрация

Разъяснение

Изучение

Обучение

Учебно-про-

изводитель-

ный труд

Наблюдения

учащихся

Рассказ

Реферирование

Упражнения под контролем «электронного учителя»

Беседа

Беглый

просмотр

Инструктаж

Лекция

Цитирование

Дискуссия

Изложение

Контроль

Диспут

Составление плана

Конспектирование

2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). Общий признак: последовательные этапы, через которые проходит про­цесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:

• приобретение знаний;

• формирование умений и навыков;

• применение знаний;

• творческая деятельность;

• закрепление;

• проверка знаний, умений, навыков.

3. Классификация методов по типу познаватель­ной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познава­тельной деятельности (ТПД) — это уровень самостоятельности (напряженности), которого до­стигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения:

• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецеп­тивный)-восприятие и фиксация знаний(эконом.метод)

• репродуктивный -правильн. воспроизведение учителем+усваивание, запоминание с помощью повторений(эконом.метод)

• проблемное изложение-разрешение позноват.затруднений с помощью размышлений учителя -наблюдение.

• частично-поисковый (эвристический)-поиск нов.знаний-осознан.прочн.знания(учитель-ученик-учитель-ученик)эвристическа беседа.

• исследовательский- знания добываются в процессе разрешения проблемы, сравнения ответов

4. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:

1) методы, способствующие первичному усвоению учебного материала- информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод.

2) методы, способствующие закреплению и совершенство­ванию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородни­ков и др.)- упражнения (по образцу, ком­ментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.